КОНСТАНТИН II КАВАСИЛА - Страница 2

По мнению исследователей, Константин II Кавасила является автором и литийных стихир к службе равноапостольному Клименту. Служба равноапостольному Науму с двумя канонами, объединёнными общим акростихом, известна исследователям по Афинскому и Софийскому спискам и по пяти старопечатным изданиям. На основании сходства с канонами службы равноапостольному Науму Охридскому Константину II Кавасиле иногда атрибутируют и Пространное греческое Житие Наума, обнаруженное историком-медиевистом Иваном Симеоновым Дуйчевым в рукописи 1646 г., но некоторые исследователи полагают, что оно было составлено раньше другим высокообразованным греческим книжником. По мнению исследователей, Житие отличается высоким стилем, его композиция отвечает классическому типу метафрастовских Житий. Текст содержит много цитат и реминисценций из Священного Писания, вступление и заключительную молитву, факты из жизни святого являются в нём второстепенным элементом. Источниками службы являются Пространное Житие равноапостольного Климента и агиографические тексты о равноапостольных Кирилле и Мефодии. Э. Трапп причисляет к источникам и не дошедший в рукописях славянский протограф второго Жития равноапостольного Наума. Поздняя, сокращённая редакция этого Жития также находится в Мосхопольском сборнике 1742 г. Обстоятельства канонизации Константина II Кавасилы исследователям неизвестны. Судя по фрескам церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1294–1295 гг.), уже через несколько десятилетий после смерти его почитали как святителя. Служба Константину II Кавасиле, известная по рукописи XIV–XV вв. из афонского монастыря Дохиар, построена по Студийскому уставу, имеет так называемую фитанотацию. Канон четвёртого гласа составлен, по мнению исследователей, последователем Константина II Кавасилы, неизвестным греческим гимнографом. Образы Константина II Кавасилы присутствуют в росписях охридских храмов: Пресвятой Богородицы Перивлепты, апостола Иоанна Богослова в Канео (конец XIII в.), святых Космы и Дамиана (1325 г.), а также в церкви великомученика Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) и в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в афонском Протате (1526 г.).



 
PR-CY.ru