КОНСТАНТИН II КАВАСИЛА

КОНСТАНТИН II КАВАСИЛА (конец XII в. (?) – после 1262/1263 г.) – архиепископ Охридский, святитель (память 18 октября). Член знатного византийского рода Кавасил, несколько представителей которого, в том числе и соимённые Константину II Кавасиле, в конце XII – начале XIII вв. занимали епископские кафедры Гревены (Гребена) и Тивериополя (Струмицы). Константин II Кавасила был епископом Тивериополя, а затем митрополитом Диррахия (Драча) при Охридском архиепископе Димитрии II Хоматиане. Исследователям известны 33 ответа, которые Димитрий II Хоматиан вместе с Иоанном, епископом Китрским, отправил Константину II Кавасиле на вопросы о церковных уставах. Между 1248 и 1254 гг. стал архиепископом Охридским, около 1258 г. отстранён от кафедры и заточён в тюрьму эпирским правителем Феодором Комнином как сторонник никейского, а с 1261 г. – византийского императора Михаила VIII Палеолога. Завоевав Эпир, император Михаил VIII Палеолог освободил Константина II Кавасилу и вернул в Охрид. Последний раз Константин II Кавасила упоминается как правящий архиерей Охрида в надписи 1262/1263 г. на окладе иконы. Константин II Кавасила составил несколько гимнографических произведений в честь учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. По акростихам исследователи установили его авторство двух канонов к службе 15 Тивериопольским (Струмицким) мученикам, составленных во время пребывания на Тивериопольской кафедре, и канонов к греческим службам равноапостольным Клименту и Науму Охридским, которые он написал, будучи Охридским архиепископом. Исходя из упоминания «второго песнопения» в акростихе канона Клименту «Кавасила, архиепископ Болгарии, тебе плетёт, Климент, второе песнопение», болгарский историк и архивист Иван Снегаров считал, что Константин II Кавасила был автором ещё одного, написанного ранее, но несохранившегося канона Клименту Охридскому, а Константинос Нихоритис предположил, что речь здесь идёт о гласе канона. Канон Клименту вместе с аналогичным каноном Димитрия II Хоматиана включён в утреню службы святому 27 июля в печатном издании (Мосхополь, 1742 г.). Автор текста умоляет святого о заступничестве в дни страданий: исследователи полагают, что канон был составлен во время нашествия сербов на юго-западные земли в 1255 г. или в период ссылки Константина II Кавасилы.

 



 
PR-CY.ru