КОЛМАН ЭЛО - Страница 11

Мнение П. О Нейла о литературном единстве трактата получило поддержку исследователей, но датировка текста остаётся предметом дискуссий. Среди источников трактата могли быть «Изречения» Исидора Севильского. В VIII–IX вв. «Азбука благочестия» использовалась «Кели Де» (исследователи полагают, что трактат был составлен под их влиянием). В Мартирологе из Тамлахты и Мартирологе Оэнгуса (первая половина IX в.) поминовение Колмана Эло указано под 26 сентября и 3 октября («Colmani Elo natiuitas»; в Мартирологе Оэнгуса – «чистое рождение Колмана Эло»), но в ирландском календаре из Райхенау (также первая половина IX в.) память святого значится только под 3 октября. В мартирологах XII в. память Колмана Эло помещена под 26 сентября и 3 октября. Высказывалось мнение, что наличие двух дней памяти святого свидетельствует о праздновании октавы, но убедительных примеров литургического поминовения ирландских святых с октавой нет. Впоследствии поминовение Колмана Эло совершали 26 сентября (эта дата приведена Михалом О Клери в «Мартирологе из Донегола»); в другой рукописи содержится оффиций с девятью чтениями в день памяти святого. В настоящее время память Колмана Эло совершается 26 сентября в приходе Рахан (католическое еп-ископтво Мит). Центром почитания Колмана Эло являлся монастырь Ланн-Эло. Согласно Житию, был основан при поддержке св. Колумбы на земле, подаренной правителем Аэдом Слане. Исследователи полагают, что основание монастыря было связано с попытками верховных правителей подорвать влияние рода Кенел Фиахах, ветви династии И Нейл. Члены этого рода утратили право на верховную власть, но контролировали территорию у южной границы владений Кланн Колман (могущественной ветви Южных И Нейлов). Во второй половине VI в. при поддержке правителей Аэда, сына Анмире, и Аэда Слане на землях Кенел Фиахах были основаны крупные церковные общины, в том числе монастырь Дермаг (его основателем был св. Колумба) и церковь Рат-Аэдо, названная в честь св. Аэда мак Брикка. Таким образом, верховные правители использовали земли более слабого рода, чтобы укрепить свою власть и в то же время наладить сотрудничество с влиятельными церковными деятелями. Из-за наличия крупных церковных поселений на землях Кенел Фиахах эта территория получила название Тир-Келл (земля церквей), а её жители – Фир Келл (люди церквей; это наименование впервые встречается в анналах под 840 г.). К западу от Ланн-Эло находился монастырь (церковное поселение) Ратен, за ним – Лиат-Манхан (ныне Леманахан) и Галинне (ныне Галлен), к северу – Дермаг, к северо-востоку – Рат-Аэдо. В непосредственной близости от Ланн-Эло проходили дороги, имевшие важное стратегическое значение: они вели на север (в Миде), на восток (в Лаген), на юго-запад (в Муман) и на запад (к Клуан-Мокку-Носу на берегу реки Шаннон). Миряне селились в отдалении от крупных церквей: в центральной части баронии Балликауан, где находилась церковь Ланн-Эло, почти не обнаружено следов поселений. Название церкви Ланн-Эло и прозвище Колмана Эло были предметом спекуляций средневековых авторов. Слово «lann», скорее всего, как полагают исследователи, является заимствованием из бриттского языка: в Уэльсе и Корнуолле оно обозначало огороженный участок земли с церковью и кладбищем. Эло (Elo, Alo, Ela) – название местности, где был основан монастырь (в источниках упоминается лес Эло и озеро Лох-Эло). Значение этого названия было неясно уже в раннем Средневековье. В так называемом глоссарии О'Малконри, ранний слой которого, скорее всего, как полагают исследователи, восходит к VII в., название Эло связывается с некой стеной, построенной язычниками, т.е. древними ирландцами («Elo .i. ó aul .i. múr dorónsat gentiu, unde Fid Elo, Loch Elo»).

 



 
PR-CY.ru