КОНДРИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КОНДРИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Кишинёвской епархии Молдавской митрополии, расположен близ села Кондрица (сектор Буюкань города Кишинёва, Республика Молдова). Первоначально скит. 7 октября 1517 г. правитель Молдавского княжества Штефан IV (1517–1527 гг.) господарской грамотой передал Романской епископии и епископу Макарию село Азэпены с земельными угодьями на берегу ручья Катарга. Из этого документа исследователи сделали вывод, что угодья располагались там, где впоследствии появилось село Кондрица. В 1930 гг. священник Димитрий Микшунеску, посетив Кондрицкий монастырь, записал со слов архимандрита Феофана (Брагиша) легенду об основании обители: «Недалеко от монастыря в древности скрывался известный гайдук Кондря, который, вследствие совершённых преступлений, уединился в ближайшей пещере и от которого и взял монастырь имя Кондрица». Испрашивая в молитве прощения, Кондря получил ответ: нужно ежедневно поливать сухой пень водой, принесённой во рту. Через три года пень «ожил». Один из вариантов этой легенды зафиксировал и бессарабский фольклорист Георгий Васильевич Мадан. В грамоте господаря Молдовы Александру Лэпушняну (1552–1561, 1564–1568 гг.) от 11 апреля 1560 г. село Азэпены (под названием Зэпены) было подарено монастырю Кэприана. Это способствовало возникновению на берегах Катарги новой монашеской общины – скита, позднее названного Кондрица. В документе от 16 сентября 1616 г. упоминается о Мефодии Возияну из скита Кэприанского монастыря, который проводил межевание у села Чучулены, располагающегося в том же районе, что и село Кондрица. В 1743 г. в скиту останавливался на несколько дней преподобный Паисий (Величковский), который направлялся в монастырь Пояна-Мэрулуй (современный жудец Бузэу, Румыния). Впоследствии он вспоминал: «Я достиг одного скита Святого Киприанского монастыря, именуемого Кондрицким, где был предстоятелем отец иеромонах Николай, который меня принял с радостью, и я отдохнул с удовольствием». В 1745 г. иеромонах Николай подарил обители книгу «Апостол», напечатанную Иваном Фёдоровым в 1574 г. во Львове. По данным ревизии 1772–1773 гг., в скиту проживали духовник и четыре послушника. Во время Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. обитель пришла в упадок и была полностью разрушена, монахи переселились, как полагают исследователи, в монастырь Кэприана. В 1783 г. скит был восстановлен несколькими кэприанскими монахами во главе с иеромонахом Иосифом и находился в подчинении этой обители. Вместе с Кэприанским монастырём скит был приписным к монастырю Зограф на Афоне. В 1783 г. в обители были возведены деревянная церковь во имя Николая Чудотворца и несколько келий, в 1815 г. восстановлена деревянная ограда, построены массивные дубовые ворота, украшенные вырезанными из дерева драконами. Ограда просуществовала до конца XIX в., когда была реконструирована иеромонахом Феофаном (Урсу). В 1786 г. начальником скита являлся иеромонах Серафим, при котором в обитель поступил иеромонах Фаддей (ранее послушник Таборского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря), с 1813 г. возглавивший Кондрицкий монастырь. В 1813 г., после присоединения Бессарабии к России (1812 г.), скит вместе с Кэприанским монастырём перешёл из подчинения афонского Зографского монастыря в подчинение Кишинёвского архиерейского дома.

 



 
PR-CY.ru