КИРИЛЛ, Смирнов Константин Иларионович - Страница 25

Призыв Кирилла руководствоваться постановлением патриарха, Священного Синода и ВЦС №362 от 20 ноября 1920 г. был оценен митрополитом Сергием как проповедь «андреевщины» (по имени епископа Андрея (Ухтомского), ставшего в 1920 гг. организатором епископских хиротоний для епархий, не имевших связей с высшей церковной властью (см. ст. Катакомбное движение)), результат которой – «полная анархия». На вопрос Кирилла, как митрополит Сергий представляет управление церковью в случае кончины митрополита Петра, тот ответил, что в этом случае местоблюстительство примет митрополит Арсений (Стадницкий). Такое отношение к завещанию патриарха Тихона, не содержавшего имени митрополита Арсения, вызвало неприятное удивление Кирилла, о назначении митрополитом Петром себе преемников на случай кончины он не знал и считал такое назначение неправомерным. Коснувшись темы Синода, Кирилл сказал митрополиту Сергию про «тонко осуществляемый путь в уничтожении у нас патриаршества и подмены его синодальным строем», с чем заместитель местоблюстителя был не согласен, заявив, что «настоящий строй церковный самым прочным образом охраняет целость патриархии». Аргументы митрополита Сергия не показались Кириллу убедительными. «И что такое патриархия без патриарха?» – вопрошал он. Кирилл также выразил недоумение, почему синодальное постановление о запрещении его в священнослужении не было напечатано в «Журнале Московской Патриархии», и получил удививший его ответ, что это было сделано «по цензурным условиям». Кирилл покинул заместителя местоблюстителя крайне неудовлетворённым, решительно заявив ему в заключение разговора, что никак не может согласиться «с таким очевидным искажением воли почившего Патриарха». Митрополит Сергий, по свидетельству бывшего управляющего делами Синода протоиерея Александра Лебедева, напротив, оценил результаты встречи весьма оптимистично: «Нас теперь ничто не разъединяет». 20 января и 27 февраля 1934 г. митрополит Сергий посылал к Кириллу епископа Палладия (Шерстенникова) для переговоров, но безрезультатно. Епископ Палладий также сообщил Кириллу о преподнесении митрополиту Сергию титула «Блаженнейший» и о положении дел в Казанской епархии. В Гжатске Кирилл возобновил контакты со своими единомышленниками. Епископы Афанасий (Сахаров) и Дамаскин (Цедрик) приезжали к нему лично, с архиепископом Серафимом (Самойловичем), епископом Парфением (Брянских) и др. общение было через посыльных. В декабре 1933 г. архиепископ Серафим (Самойлович), находившийся в ссылке в Архангельске, подготовил проект «Деяния», которым митрополит Сергий объявлялся лишённым молитвенного общения со всеми православными епископами Русской церкви и предавался церковному суду с запрещением в священнослужении. Управление православной церковью в России за невозможностью обращаться к местоблюстителю митрополиту Петру до возвращения его из заключения должно было, согласно этому проекту, перейти к старейшему иерарху, т.е. к Кириллу. Кирилл ответил, что быть явочным порядком заместителем митрополита Петра без его о том распоряжения он не может, но если митрополит Пётр добровольно откажется от местоблюстительства, то он в силу завещания патриарха Тихона исполнит свой долг и примет тяготу местоблюстительства, хотя бы митрополит Пётр и назначил себе другого преемника.

 



 
PR-CY.ru