КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов

КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (1934–2000 гг.) – болгарский филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед. Родился в семье священника. В 1953 г. окончил духовную семинарию в Софии, в 1957 г. – духовную академию. Второе, филологическое высшее образование получил в Софийском университете (1965 г.). Работал учителем в Софии (1966–1967 гг.), в справочно-библиографическом отделе Национальной библиотеке святых Кирилла и Мефодия (1968 г.), с конца 1968 г. – специалистом в Секции истории болгарского языка Института болгарского языка Болгарской Академии Наук. В 1968–1971 гг. учился в аспирантуре Института болгарской литературы Болгарской Академии Наук, с 1972 г. там же работал филологом-специалистом, старшим научным сотрудником (1988 г.), руководителем Секции древней болгарской литературы (1989 г.), директором (1992–1999 гг.). С 1976 г. преподавал в Софийской духовной академии курс «Церковнославянский язык в связи с древнеболгарским». В 1978–1979 гг. стажировался в Отделе древнерусской литературы Института русской литературы Академии Наук СССР (Пушкинский Дом), в 1981 г. читал лекции в университете города Колумбус (штат Огайо, США). Как филолог С.Е. Кожухаров сформировался в период обучения в аспирантуре под руководством Петра Динекова, а как археограф – под влиянием Христо Николова Кодова. С.Е. Кожухаров поддерживал общение с российскими учёными: Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым (который выделял его из числа болгарских исследователей), Александром Ивановичем Роговым, Борисом Николаевичем Тихомировым, Анатолием Аркадьевичем Туриловым и др. Происхождение, образование и религиозность С.Е. Кожухарова органически соединились в его выборе в качестве области исследований болгарской гимнографии от времени равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников до конца XVIII в. Неизученность рукописной традиции гимнографических памятников и необходимость разыскания материалов в древлехранилищах (как болгарских, так и зарубежных) предопределили его многочисленные археографические открытия как литературных памятников, так и списков уже известных произведений. Во вступительной части обобщающего труда, незавершённого и опубликованного посмертно («Проблемы староболгарской поэзии». 2004 г.), С.Е. Кожухаров на основе стилистических и структурных особенностей выделил четыре школы в развитии болгарской гимнографии, которые могут определяться и как локальные центры, и как хронологические периоды: 1) преславско-охридскую (конца IX – X вв.); 2) тырновскую (XIII–XIV вв.) с её продолжением в творчестве митрополита Тырновского Киприана и митрополита Киевского Григория Цамблака; 3) рильскую (1460–1470 гг.) и 4) софийскую (XVI в.). Во второй половине 1970 гг. параллельно и одновременно с Георгием Николаевичем Поповым С.Е. Кожухаров выявил и исследовал памятники древнейшей славянской гимнографии, созданные учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ему принадлежит открытие и введение в научный оборот канона архангелу Михаилу Константина, епископа Преславского, канона апостолу Андрею Первозванному – единственного бесспорного произведения равноапостольного Наума Охридского и канона на Введение во храм Пресвятой Богородицы, снабжённого анонимным славянским акростихом.

 



 
PR-CY.ru