КЛОСС Борис Михайлович

КЛОСС Борис Михайлович (род. в 1932 г.) – историк, источниковед, исследователь древнерусского летописания и агиографии, палеограф. Кандидат физико-математических наук (1960 г.), доктор исторических наук (1989 г.), почётный доктор Европейского университета в Санкт-Петербурге (2003 г.), член Американской ассоциации древнеславянских исследований (The Early Slavic Studies Assoсiation, 1992 г.). Родился в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу с золотой медалью (1951 г.). В 1951–1956 гг. учился на механико-математическом факультете МГУ, после окончания которого поступил в аспирантуру. В 1958 г. начал работать младшим научным сотрудником Института автоматики Академии Наук СССР (с 1962 г. – старший научный сотрудник). Автор работ по предельным теоремам теории вероятностей, топологическим группам, математическим вопросам кибернетики, теории сложностей алгоритмов. В 1971 г. Б.М. Клосс был приглашён заниматься исследованием текстов исторических источников с применением математических методов и стал старшим научным сотрудником Института истории СССР Академии Наук СССР (с 1989 г. – ведущий научный сотрудник Института истории СССР (с 1992 г. – Институт российской истории Российской Академии Наук, Центр истории религии и церкви)). В 1980–1990 гг. Б.М. Клосс преподавал в МГУ, МГИАИ, МФТИ. В 1980 г. была издана первая монография Б.М. Клосса – «Никоновский свод и русские летописи», являющаяся итогом его десятилетних исследований. Автор определил время и место создания данного летописного свода, игравшего важную роль в построениях историков XVIII–XIX вв., его источники и оригинал, которым являлась первая, до 1520 г., часть «списка Оболенского» (Российский государственный архив древних актов). По мнению Б.М. Клосса, Никоновская летопись была составлена в 1526–1530 гг. при московском митрополичьем дворе под руководством митрополита всея Руси Даниила (1522–1539 гг.), автографы которого Б.М. Клосс обнаружил в списках памятника. В одной из глав Б.М. Клосс исследовал памятники митрополичьего скриптория того времени. Он подтвердил высказанное ранее мнение (в частности, Алексея Александровича Шахматова) о том, что сообщения более ранних сводов Никоновской летописи подвергались переосмыслению и дополнялись ранее не встречающимися сведениями. Одной из основных тенденций этого свода стало обоснование права церкви на земельные владения.

 



 
PR-CY.ru