КЛИМЕНТ - Страница 2

Также исследователям известны другие каноны Климента: на погребение священников; мученику Лонгину сотнику (16 октября); Константинопольскому архиепископу Проклу (20 ноября); священномученику Клименту, епископу (папе) Римскому (25 ноября); святителю Николаю Мирликийскому; мученику Кодрату (Квадрату, 10 марта); святителю Евстафию Вифинийскому (29 марта); преподобному Никите Мидикийскому (3 апреля); великомученице Ирине (5 мая); мученику Панхарию (16 июня); священномученику Мефодию Патарскому (20 июня); святой Евпраксии (25 июля); святому Аверкию, епископу Иерапольскому (22 октября); мученику Акиндину (2 ноября); на пострижение монахов; над умирающим; на смерть священников; на смерть монахини; Пресвятой Богородице. Клименту принадлежит комплекс песнопений для Постной Триоди: на каждый из будних дней Великого поста (с понедельника первой седмицы до Лазаревой субботы) он составил по одному трипеснцу и две стихиры-подобна; также Клименту принадлежит канон об усопших в субботу мясопустную, канон в неделю четвёртую поста (в рукописи обозначен как «о впадшем в разбойники», но эта тема не раскрывается: в начале канона вспоминаются притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31) и воскресение Лазаря, характер канона глубоко покаянный), две стихиры-подобна в неделю Блудного сына. Исследователи отмечают, что великопостные песнопения Климента представляют собой подобны к песнопениям других гимнографов, в том числе преподобного Феодора Студита. В великопостных песнопениях Климент разъясняет пользу поста, призывает к аскетическим подвигам, причём весьма часто прибегает к библейским примерам. Ряд песнопений Климента по рукописям был издан М. Арко Магри. Климент прославляется в лике святых как преподобный, и его память отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 28 апреля; в других синаксарях, приводимых в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.), память Климента находится также под 27, 28, 30 апреля, 23, 28 мая. Хотя в современных богослужебных книгах служба Клименту отсутствует, она сохранилась в савваитских рукописях XI–XII вв. и была опубликована С. Петридесом; богослужебное последование Клименту включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа, анонимный канон с акростихом «Климента воспеваю песнотворца разумно» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Ветвь тебя винограда живоначального»), цикл стихир-подобнов.



 
PR-CY.ru