КЛИМЕНТ

КЛИМЕНТ (ум. около середины IX в.) – гимнограф, преподобный, исповедник (память в Греческой церкви 30 апреля, 27 мая). Подробных сведений о личности и жизни Климента не сохранилось. Краткое синаксарное указание характеризует его как «исповедника и творца канонов». Исследователи считают весьма вероятным, что Климент был насельником Студийского монастыря, но вопрос о его возможном отождествлении с игуменом Климентом, которого упоминает в одном из писем преподобный Феодор Студит, остаётся открытым. Поскольку немало канонов Климента сохранилось в рукописях из Гроттаферраты, исследователи высказывали предположения, что Климент мог быть насельником этого монастыря, или что были известны два гимнографа с одним и тем же именем, но общие характеристики сохранившихся песнопений Климента указывают на единство их авторства. В пользу студийского происхождения Климента также свидетельствуют составленные Климентом каноны в честь святителя Евстафия Вифинийского (29 марта) и преподобного Никиты Мидикийского (3 апреля): жизнь эти святых была связана с Вифинией, откуда в 799 г. в Студийский монастырь пришли монахи во главе с преподобным Феодором Студитом, в числе которых, как полагают исследователи, был и Климент. Учитывая, что и святитель Евстафий, и преподобный Никита пострадали в период второго иконоборчества, и что сам Климент также назван в источниках исповедником, исследователи предполагают, что он умер не раньше преподобного Никиты (ум. в 824 г.), которому он написал канон, и немногим позднее последнего императора-иконоборца Феофила (ум. в 842 г.). Основной характеристикой канонов Климента исследователи называют двойной акростих: именной (Климентово) – в богородичных тропарях канона и фразовый – в остальных. Практически все известные исследователям каноны Климента содержат (или предполагают) вторую песнь; начальные тропари канонов могут быть написаны ямбическим триметром. Исследователи отмечают, что каноны Климента в честь святых отличаются историзмом: гимнограф сообщает много биографических деталей. В современных богослужебных книгах помещены следующие каноны Климента: пророку Моисею (4 сентября); архистратигам Михаилу и Гавриилу (8 ноября; в русской Минее приписывается Иоанну); в Неделю святых праотец (18 декабря; без указания авторства, но в богородичнах греческого канона восстанавливается имя Климента); преподобному Иоанну Лествичнику (30 марта); семи отрокам в Эфесе (4 августа; в русской Минее без указания авторства).

 



 
PR-CY.ru