КЛАУЗУЛА - Страница 2

Из подтекстовки верхних голосов в клаузуле возник новый изысканный жанр профессиональной музыки «Ars antiqua» – (политекстовый) мотет. Как категория гармонии термин «clausula» (иногда «clausura») характеризует заключительный мелодический (как правило, формульный) оборот (каденцию) в старинной многоголосной музыке. В трактатах Средневековья, Возрождения и барокко (вплоть до 1730 гг.), где многоголосие рассматривалось как сложение мелодически равнозначных голосов, клаузулу описывали как совокупность мелодических оборотов в разных голосах (так называемые голосовые клаузулы, или каденции); отсюда оригинальные термины «клаузула дисканта», «теноровая клаузула», «басовая клаузула» («clausula discanti», «tenoris», «bassi») и т.п. Исследователи отмечают, что поскольку голоса полифонического целого по определению функционально взаимозаменяемы, они могли выполнять несвойственные им формульные ходы; отсюда родились неологизмы, например, «дискантирующая» («cantizans»), «альтирующая» («altizans»), «тенорирующая» («tenorizans») клаузула баса. Клаузулу систематизировали также и по другим критериям, например, по степени их значимости для избранного лада. Так, в немецкой теории конца XVI – первой половине XVII вв. клаузула на первой ступени лада называлась «первичной» («primaria», т.е. самая весомая и значимая), на пятой – «вторичной» («secundaria», т.е. второстепенная), на третьей – «третичной» («tertiaria», наименее значимая для данного лада). Термины «клаузула» и «каденция» нередко употребляются (как в старинных источниках (с конца XV в.), так и в современных научных исследованиях) синонимически. Этос клаузулы (как и этос каденции) издавна описывался как спад (сонантного) напряжения, завершающийся разрядкой. Согласно «Определителю музыки» (около 1474 г.) Иоанна Тинкториса, «клаузула – это небольшой раздел в каком-либо голосе (многоголосной) композиции, завершение которого являет полный покой и попадает на (начало) перфекции» (упрощённо – на сильную долю такта; в трактовке Риммы Леонидовны Поспеловой «перфекция» здесь – совершенный консонанс квинтоктавы (соединение октавы, квинты и кварты) в положении ультимы (последнего созвучия) каденции). При этом термин «каденция» может употребляться вместо термина «клаузула» почти всегда, независимо от музыкального склада и фактуры. Например, выражение «каденция Ландини» (типичная формула, которая встречалась ещё до Франческо Ландини (Ландино; XIV в.), в том числе в церковной музыке), характерность которой сообщает ход на терцию вниз от финалиса, а затем возвращение к нему скачком, допустимо вместо «клаузула Ландини», но не наоборот, поскольку во многих случаях «каденция» подразумевает только гомофонно-гармонический склад (как например, в словосочетаниях «автентическая каденция», «плагальная каденция»), по отношению к которому термин «клаузула» не применяется. Изредка (у Цистерцианского анонима III (середина XII в.; см. также ст. Анонимы), Жака Льежского (первая треть XIV в.), Гильермо Деспуига (конец XV в.) клаузулой назывался также заключительный оборот в музыке монодического склада (например, в григорианском хорале). Другие значения термина: диапазон (или регистр) звукоряда и мелодический («горизонтальный») интервал, изредка встречающиеся в трактатах и записях музыки Средних веков и эпохи Возрождения, в настоящее время не используются.



 
PR-CY.ru