КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА (лат. clausula, букв. – окончание, завершение) – многозначный музыкальный термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевропейской музыке Средних веков и эпохи Возрождения. Исследователи выделяют два основных значения термина: вид композиции на cantus firmus (категория формы) и заключительный мелодический оборот (категория гармонии). Как категория формы клаузула – специфическая форма многоголосной музыки школы Нотр-Дам (1160 гг. – начало XIII в.; современные исследователи включают её в понятие «Ars antiqua»); с точки зрения техники композиции – фрагмент традиционной мелодии (cantus firmus) григорианского пения (иногда на один слог текста), который гармонизован одним, двумя или (редко) тремя «органальными» (см. в ст. Органум) голосами. В типичном случае клаузулу писали на слово «Domino» в «Benedicamus Domino – Deo gratias» (формульном стихе (versiculum), заключавшем все службы католического оффиция), а также на мелизматические разделы песнопений мессы (как правило, её проприя, например, градуалов «Haec dies» и «Viderunt omnes»). Все голоса клаузулы (в отличие от мелизматического органума и копулы, где ритм либо нотирован частично, либо не выписан вовсе) зафиксированы на письме графемами в системе модельной нотации и организованы по законам ритмических модусов; по этой причине о клаузуле говорят как о разновидности «метризованного органума». Ритмическое оформление многих клаузул напоминает исследователям более ранние дисканты: главный голос (cantus firmus) изложен относительно мелкими длительностями, а органальный голос сочинён в технике «нота-против-ноты» (punctum contra punctum, отсюда позднейший термин «контрапункт») или две – три ноты против одной. При этом из оригинальной монодии композитор нередко вычленял отдельные мелодические фразы или наиболее выразительные ходы и повторял такие фразы по своему вкусу. Исследователи отмечают, что в трёх- и четырёхголосных клаузулах характерно использование так называемого обмена голосов (нем. Stimmtausch). Технически это означает двухголосный контрапункт, в котором одну и ту же небольшую мелодическую фразу исполняют по очереди два разных голоса соседней тесситуры, например, кантус и дуплум. В некоторых клаузулах cantus firmus выдержан в (иногда очень) крупных длительностях, над ним «сооружаются» органальные голоса, образующие протяжённые мелодические фразы. Этот стиль в современной музыковедческой литературе получил немецкое название «Halteton» (выдержанный звук). В средневековых рукописях клаузулы, записанные в виде «законченных» пьес, исследователи исчисляют сотнями. В ходе богослужения такие клаузулы можно было произвольно подставлять «по тексту» на соответствующие места, украшая (и удлиняя) службу. Невиданную прежде роскошь музыкального оформления службы в соборе Нотр-Дам-де-Пари в XIII в. обеспечивало чередование монодических песнопений (cantus plani) и разного вида многоголосных вставок (составная композиция сюитного типа), из которых «кульминационной» (технически наиболее сложной), несомненно, была клаузула. Появлением клаузулы отмечено возрастание роли собственно музыкального компонента в западноевропейском богослужении, значительное расширение спектра музыкальной выразительности используемых в нём песнопений (например, с помощью техники «Halteton», где один слог текста растягивался на десятки «тактов», или путём расчленения оригинальной мелодии и повтора в теноре клаузулы её сегментов).

 



 
PR-CY.ru