КЛИНЦОВСКАЯ И ТРУБЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 4

Заселение этих мест последователями «старой веры» началось в 1660 гг., исследователям известно о семи старообрядческих слободах, но их, по мнению исследователей, было больше. В середине – второй половине XVIII в. вокруг посадов образовался ряд монастырей старообрядцев-поповцев разных согласий (ветковского, епифаньевского, дьяконовского): близ Климова – Покровский мужской (1765–1847 гг.), строителем которого был Михаил Калмык, Казанский Климовский девичий (раньше 1787 – 1850 гг.); мужские монастыри близ Клинцов – Красноборский во имя св. Иоанна Предтечи («Дальняя полоса»; 1760 гг. – 1928 г.), где жил и скончался Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос), и Преображенско-Никольский (Пустынский; 1744–1923 гг.); близ Злынки – Малиноостровский Рождественско-Богородицкий мужской монастырь (1768–1842 гг.), Троицко-Успенская Никодимова женская обитель (1770 гг. – 1784 г.); в Святском посаде близ Новозыбкова – Свяцковский Покровский мужской монастырь (около 1795 – 1850 гг.). В Клинцах в середине ХIХ в. исследователям были известны девичьи старообрядческие обители Успенская, Тиссейная, Дубачинская, Княжных. Близ Злынки действовали монастыри беспоповцев-федосеевцев: в 1756 г. иноки разорённой Гудишкской обители создали Норско-Покровский монастырь, устав и традиции которого стали руководством для основанного позже Преображенского кладбища в Москве; в 1798–1852 гг. существовали Покровские Тульегорские мужские и женские обители федосеевцев. Утверждение единоверия в Стародубье в конце ХVIII в. было связано с драматическими событиями. Для подавления сопротивления старообрядцев был направлен Изюмский гусарский полк. В Новозыбкове старообрядцы закрылись в Николо-Рождественском храме, больше трёх месяцев защищали его и добились отступления полка (событие получило название «зыбковского сидения»). Возведённые в последней трети ХVIII в. в Клинцах Вознесенский и Троицкий старообрядческие храмы стали единоверческими в середине XIX в. В 1823 г. в Клинцах был построен ныне действующий старообрядческий храм в честь Преображения Господня. В Клинцах в 1784–1802 гг. работала старообрядческая типография В.Я. и Я.К. Железниковых при участии Д.С. Рукавишникова. Её издания не имели выходных данных или содержали ложные данные. До 1817 г. с перерывами и порой тайно действовала типография купцов Карташовых. Впоследствии её оборудование было передано единоверческой типографии в Москве. Клинцы известны исследователям самобытной традицией иконописи. В конце 1940 гг. была создана Клинцовско-Ржевская епархия Древлеправославной церкви Христовой (с 1988 г. – Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ), см. Белокриницкая иерархия) с центром в Ржеве. В 2004 г. территория епархии вошла в новообразованную старообрядческую Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию. Русская православная старообрядческая церковь в настоящее время реставрирует Николо-Рождественскую церковь в Новозыбкове (1774–1782 гг., строилась на средства злынковского купца Осипова, перестроена полностью в 1818 г., пострадала от пожара в 1960 г.). Новозыбковский Спасо-Преображенский храм (1911–1914 гг.) является кафедральным собором Русской древлеправославной церкви (РДЦ; см. Беглопоповцы) с 1948 г., при нём в 1963–2000 гг. находилась резиденция архиепископа Новозыбковского и всея Руси – главы Русской древлеправославной церкви. С 1982 г. в Новозыбкове размещается издательский отдел Русской древлеправославной церкви, с 1991 г. – высшее духовное училище. В 1980 гг. в Климове действовала беглопоповская церковь во имя великомученика Димитрия Солунского (построена в 1872 г.).



 
PR-CY.ru