КИРИЛЛ

КИРИЛЛ (ум. раньше 1584 г.) – первый игумен астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря, преподобный (память в Неделю вторую по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). Происхождение Кирилла исследователям неизвестно. По поручению царя Ивана IV Васильевича Грозного преподобный прибыл в Астрахань в 1567/1568 г. В Астраханском кремле начал строительство первого в крае после его завоевания Российским государством общежительного монастыря. Место для обители было определено у деревянной церкви во имя Николая Чудотворца, построенной в 1558–1560 гг.; в ней хранился образ святителя Николая, принесённый в Астрахань русскими войсками. На содержание монастыря царь установил небольшую денежную и хлебную ругу. В 1569 г. турки и крымцы во время похода на Астрахань захватили в плен монастырского келаря Арсения и служку игумена. В жалованной царской грамоте от 5 марта 1573 г. говорится, что Кирилл «храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажень да келарскую шести сажень, да поставил двенадцать келий, да две погребицы с сушилы, да хлебню, да поварню, да ограду вокруг монастыря огородил сверх двух сажень, да он же богомолец наш сооружает два храма, храм Пречистые Введения, да храм Николы Чудотворца», дерево на строительство которых он «прикупил» в Казани. Братии в монастыре набралось 25 человек «да слуг и детенышев человек с 20 и больше». Вместо руги астраханские воеводы предоставили Троицкому монастырю учуги (места для промыслового лова крупной рыбы) на Волге. Утратив надежду получить жалованье для монастыря в полном объёме, Кирилл подал царю челобитную, в которой попросил закрепить эти учуги за обителью. Жалованной грамотой от 12 февраля 1575 г. царь удовлетворил просьбу настоятеля. Этим актом также были разграничены судебные полномочия монастырской и светской властей в Астрахани. В нарушение законодательства воеводы пытались распространить свою судебную власть на церковных лиц. Игумен пожаловался царю, который решил конфликт в пользу духовенства. Кирилл получил право судить «слуг и всяких монастырских людей». Исследователи не исключают, что Кирилл упоминается как «игумен Кирила» в подписанном последним соборном приговоре о монастырских вотчинах от 15 января 1580 г. («Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII в.», Л., 1986 г.). Троицкая обитель сыграла исключительно важную роль в развитии церковной жизни в Астрахани и зарождении Астраханской епархии (см. Астраханская и Енотаевская епархия). По преданию, Кирилл ревностно занимался просвещением Астраханского края и заслужил почитание у иноверцев, называвших его Кара-Дауд (Чёрный Давид). Кирилл был похоронен в Троицком монастыре. Над его погребением возвели деревянную часовню. К 1677 г. она обветшала и была заменена каменной, в начале XIX в. к часовне пристроили четырёхколонный портик.

 



 
PR-CY.ru