КИРИЛЛ, Шумлянский Константин - Страница 2

Своеобразным подтверждением этих слухов стал официальный отказ польского правительства на ходатайство дворян Волынского воеводства о возвращении Дионисия (Жабокрицкого). Узнав о невозможности возвращения на Волынь Дионисия, часть духовенства его юрисдикции решила собраться в Луцке на «совет духовенства и светских лиц шляхетского сана, урядников земских, обывателей Волынского воеводства». Созванный 16 июня 1710 г. в луцком братском Крестовоздвиженском монастыре совет постановил избрать на Луцкую и Острожскую кафедру нового владыку. Был избран Кирилл (Шумлянский). Из представителей духовенства в совете участвовали десять лиц: три делегата от монашества (Иов (Кондзелевич), игумен луцкого Крестовоздвиженского Братского монастыря, Феодосий (Падальский), игумен Белостокского монастыря, и Кирилл (Жуковский), игумен Мильчанского монастыря), а также семь представителей от белого духовенства (наместник Луцкой кафедры священник Кирилл Жукевич, луцкий протопоп Иоаким Крилкевич, олыкский протопоп Фёдор Лобко, рожищенский протопоп Стефан Пудровский, лавровский протопоп Фёдор Черкевич, ровенский протопоп Фёдор Сахневич и гороховский протопоп Иван Залуский). Как явствует из списка, в совете участвовали и те, кто признали юрисдикцию епископа Дионисия (Жабокрицкого) после его перехода в унию, и те, кто отказались подчиниться ему, сохраняя верность православию. Из волынской шляхты в работе съезда участвовали немногочисленные к тому времени православные дворяне: Самуил Выговский, Михаил Балабан, Иоанн Гуляницкий, Михаил Гулевич, Симон Жабокрицкий (вероятно, родственник епископа Дионисия), Александр Воронецкий, Андрей Святополк-Четвертинский, Константин Иваницкий. Значительное число участников съезда составили влиятельные польские римско-католические шляхтичи Волыни: в частности, присутствовали Николай Бальтазар Ольшанский (хорунжий и комиссар Волынского воеводства), Ян Богуслав Горяин, Адам Станислав Перетяткович, Пётр Подгороденский и др. Очевидно, избрание на место Дионисия бывшего каменецкого официала и угорницкого игумена Кирилла (Шумлянского) они рассматривали как некое средство для умиротворения православной части населения Волыни, поскольку в ряде поветов сохранялись межконфессиональные конфликты в связи с переходом Дионисия в унию. По мнению исследователей, в пользу избрания Кирилла (Шумлянского) сыграл и тот факт, что представители рода Шумлянских ещё со времён Луцкого епископа Афанасия (Шумлянского) были собственниками или арендаторами ряда имений на Волыни, имели устойчивые связи с местным дворянством и могли заранее договориться о замещении Луцкой кафедры. В решении Собора не содержалось прямых заявлений о разрыве с унией и воссоединении с православием, но ввиду участия в нём явных сторонников православия, включая Иова (Кондзелевича), исследователи делают вывод о том, что Луцкий собор 16 июня 1710 г. воссоединил Луцкую епархию с православной церковью. По мнению исследователей, данное решение было обусловлено ещё и присутствием на Правобережной Украине русских войск, что сделало невозможным на данном этапе открытое давление на волынское дворянство со стороны униатских иерархов и поддерживавших их польских римско-католических магнатов.

 



 
PR-CY.ru