КИРИЛЛ, Константин Философ - Страница 63

На иконе избранных святых конца XIX в. (Музей русской иконы, Москва) Кирилл и Мефодий изображены вместе с русскими митрополитами, преподобной Анной Кашинской и благоверным князем Андреем Боголюбским. Исследователям известна лишь одна житийная икона Кирилла и Мефодия (рубеж XIX и XX вв., музей истории религии). Решение средника в своей основе повторяет схему Ф.Г. Солнцева: Кирилл монах находится слева, держит развёрнутый свиток, в руках св. Мефодия раскрытое Евангелие. Между фигурами святых изображён внушительных размеров крест с надписью: «Всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:11), не известный исследователям по другим иконам. Иконографию 12 клейм вокруг средника, в основе которых лежит Пространное Житие святых, исследователи считают уникальной. Она основана на нескольких источниках, в том числе на гравюре Лаврентия Авксентьевича Серякова и древних фресках базилики Сан-Клементе в Риме. Среди сюжетов клейм – призвание братьев византийским императором Михаилом III, миссионерская деятельность в Хазарии и Моравии, перенесение мощей святителя Климента в Рим, освящение на престоле собора апостола Петра славянских переводов Евангелия. Заканчивается житийный цикл редкой сценой демонстрации образа «Страшный Суд» болгарскому князю Борису. Сохранившиеся в монументальной живописи этого времени примеры также свидетельствуют о широком почитании равноапостольных братьев. Их изображения исследователи встречают в росписи церкви Рождества Христова в селе Масальском (Угличского района Ярославской области, последняя четверть XIX в.), где использован один из самых распространённых изводов: святые представлены по сторонам процессионного креста, который держит монах Кирилл (как на гравюре Ф.А. Бронникова), поднявший к груди свиток с азбукой. Изменено расположение братьев – слева изображён св. Мефодий, благословляющий десницей. Другим примером исследователи называют роспись основного объёма церкви Воскресения в селе Новгородском (Суздальского района Владимирской области, последняя четверть XIX в.), причём поясные фигуры святых представлены в отдельных медальонах: монах Кирилл – с развёрнутым свитком, св. Мефодий с крестом и потиром в руках. О многообразии иконографических вариантов изображений братьев свидетельствуют и поздние иконописные подлинники, предлагающие мастерам обращаться к разным изводам и композиционным вариантам. Так, в руководстве для иконописцев, составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым (1910 г.), сказано: «Мая 11 дня – святые равноапостольные Мефодий и Константин, в иночестве Кирилл, учители словенские: типа болгарских славян. Св. Константин, в схиме Кирилл, – средних лет, т.е. 42, с более чем средней величины окладистой и на конце раздвоенной бородой с проседью; можно его писать как епископа в фелони и омофоре; и как схимника в схиме, в мантии со скрижалями; в руках хартия… Можно писать его и с книгой Евангелия… Святой Мефодий – старший брат святого Кирилла: старец, сед, с большой, но узковатой бородой; волосы не длинны, в фелони и омофоре; в руках книга с буквами: А, Б, В, – так как он изобрёл азбуку и грамоту для славянского языка. Можно писать ему и хартию».



 
PR-CY.ru