КИРИЛЛ, Константин Философ - Страница 61

Тот же образец лежит и в основе фрески, исполненной лаврским иконописцем В.Н. Лукиным на южной стене Всехсвятской церкви Киево-Печерской лавры (1906 г.), но художник, следуя рисунку М.О. Микешина, повторяет развёрнутый свиток с алфавитом в руках Кирилла, однако заменяет потир закрытым Евангелием у св. Мефодия, держащего в правой руке длинное древко креста. Другим образцом для иконописцев стал рисунок Фёдора Григорьевича Солнцева, о существовании которого свидетельствует надпись на обороте иконы, созданной в марте 1885 г. в Санкт-Петербурге академиком Василием Васильевичем Васильевым для храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Особенностью этой иконографии по сравнению с предыдущей исследователи считают отсутствие большого креста и раскрытое Евангелие в руках св. Мефодия. По мнению исследователей, между рисунками М.О. Микешина и Ф.Г. Солнцева существовала определённая связь: также варьируется орнаментальная рамка с мотивами процветшего креста, цированный фон, обозначенные вязью даты. Особой приметой иконы В.В. Васильева (и рисунка Ф.Г. Солнцева) исследователи считают небольшой крест в руках Кирилла, который он держит в покровенной руке. В декоре иконы, буквицах раскрытого Евангелия, начертании азбуки исследователи видят влияние убранства Остромирова Евангелия XI в. Исследователи отмечают, что данная иконография не была столь устойчивой, как схема М.О. Микешина, её отдельные детали меняются и варьируются. Евангелие может быть открытым или закрытым, иногда появляется высокий крест, но основу композиции исследователи хорошо видят в иконах, например, из Музея русской иконы, Москва (последняя четверть XIX в.), на подписной иконе мастера П.Н. Тереньева, Холуй (начало XX в., Русский музей), и др. В ряде случаев при сохранении особенностей иконографии меняется очерёдность в расположении братьев: например, на иконе, написанной в конце XIX в. в Центральной России (частное собрание, Москва), повторяется схема М.О. Микешина, но св. Мефодий изображается слева и без потира. На иконе, созданной в 1906 г. в мастерской Якова Алексеевича Богатенко для старообрядческого Саратовско-Астраханского братства имени святых Кирилла и Мефодия, св. Мефодий представлен слева с закрытым Евангелием, а Кирилл – с раскрытым вверх свитком с алфавитом (деталь, типичная для памятников, создававшихся в стилистике мстёрско-московской иконописи рубежа XIX и XX вв.). В основе группы икон, на которых св. Мефодий представлен слева, а монах Кирилл – справа, лежит ещё один образец, причём оба моравских святых (так они названы в надписях) держат развёрнутые параллельно свитки. Их тексты: начало Евангелия от Иоанна (Ин. 1:1) и алфавит, предваряемый словами из Псалтири (Пс. 110:10), – соответствуют иконографии, которая восходит к рисунку Ф.А. Бронникова, хотя утратила с ним связь в других элементах. По мнению исследователей, композиция этой группы икон отличается устойчивой иконографией, что лишний раз подчёркивает хождение среди иконописцев одних и тех же прорисей-образцов.

 



 
PR-CY.ru