КИРИЛ, Тимофеев Киприан - Страница 3

В 1864 г. Кирил подписал архипастырское послание, в котором высказался о революционном движении и об отношении к власти: «К сим же завещаю вам, возлюбленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите пред царём вашим, в чём не повреждается вера и благочестие, и от всех враг его и изменников удаляйтеся и бегайте, яко же от мятежных крамольников поляков, тако наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне»; по мнению Николая Иванович Субботина, автором послания был Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос). 8 мая 1864 г. Кирил вновь разорвал отношения с Московской архиепископией и примкнул к противоокружникам. 24 июля он единолично рукоположил на Московскую кафедру Антония (Климова), который получил прозвище Второго или Гуслицкого (таким образом, противоокружники обрели собственную иерархию). 28 сентября 1864 г. на Освященном соборе в Белой Кринице Кирил снова подписал мирную грамоту с Московской архиепископией, снял прещения с епископа Онуфрия (Парусова) и епископов Российской области, подтвердил возведение архиепископа Антония (Шутова) на Московский престол и учреждение Московского духовного совета. Однако это не остановило раздора. Противоокружнические архиереи отказались пойти на примирение с Московской архиепископией, Кирил продолжал делать распоряжения, касающиеся российских старообрядцев. 25 сентября 1866 г. российские епископы направили Кирилу «Соборное предложение». В нём описывались нестроения, вызванные деятельностью Кирила. Главное обвинение против митрополита заключалось в том, что он присвоил себе неограниченную власть, «почитая себя “главою, отцом и виновником существования всех епископов”» (Российская государственная библиотека). В 30 главах перечислялись незаконные распоряжения Кирила, сделанные после обнародования «Окружного послания». Кирилу предлагалось, «сотворив письменное раскаяние», принять схиму; если он не пожелает это сделать, предлагалось сдать дела уполномоченным от российских и зарубежных старообрядцев. Если же и это условие не будет исполнено, тогда над Кирилом состоится соборный суд, и митрополит будет извержен из сана. С «Соборным предложением» митрополит не согласился; намеченное на 6 декабря 1866 г. в Баташанах (Ботошани, Румыния) заседание Освященного собора было сорвано сторонниками Кирила. 7 декабря в Яссах состоялся Собор без участия Кирила. Белокриницкий митрополит был осуждён за уклонение в ересь и запрещён в служении. Соборное определение подписали все присутствовавшие архиереи: Васлуйский архиепископ Аркадий, епископы Славский Аркадий (Дорофеев) и Тульчинский Иустин, от российских епископов – Пафнутий Казанский. Было решено вынести вопрос об окончательном запрещении Кирила (или извержении из сана) на Собор с большим числом участников (Послание Ясского собора Кирилу от 7 декабря 1866 г. – Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru