КИККСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 12

Рядом находится могила Кипрского архиепископа Макария III и его 10-метровый памятник (1987 г., скульптор Н. Кодзьяманис), раньше стоявший у архиепископской резиденции в Никосии. Экспозицию памятников христианского искусства предваряют археологические находки первобытного и античного периодов: например, краснополированные сосуды и антропоморфные идолы (эпоха ранней бронзы), ритон в виде фигуры животного (эпоха средней бронзы), амфора (кипро-геометрический период), ойнохойи, фигурки всадников, кратер и килик (кипро-архаический период), аттические чернофигурные кратер и амфора (540–530 и около 520 гг. до н.э.), краснофигурный кратер из Апулии (IV в. до н.э.). Раннехристианский период представлен в музее, главным образом, бронзовыми предметами (различные типы светильников, кресты, кадила, рипиды и др.) и керамическими изделиями. Серебряная шестигранная курильница IV–VII вв. украшена рельефными изображениями Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и двух ангелов. Концом III – началом IV вв. исследователи датируют фрагмент мраморного саркофага с рельефным изображением «Христос Добрый Пастырь», V–VI вв. – мраморный престол раннехристианского храма и три фрагмента мраморного эпистиля с растительным и зооморфным орнаментом. К средневизантийскому периоду исследователи относят ряд золотых изделий: серьги V–VI и VII вв., ожерелье VI–VII вв. (золото, жемчуг, аметист), монета (иперпер) Алексея I Комнина, золотая застёжка XI–XIII вв. В Музее Киккского монастыря выставлены фрески XII и XIII вв. из верхнего слоя росписей церкви преподобного Антония Великого в Келье (близ Ларнаки), снятые во время реставрации. Пять древнейших икон экспозиции исследователи относят к XIII в.: два образа Божьей Матери «Одигитрия», Христа Вседержителя, св. Иоанна Предтечи и Василия Великого. XIII–XIV вв. исследователи датируют икону Божьей Матери «Одигитрия», которая, как и предыдущие, происходит из церкви св. Параскевы в Мутуласе. В XV в. был выполнен образ «Иисус Христос Спаситель мира», около 1500 г. – один из списков чудотворной Киккской иконы Божьей Матери, также переданный музею из церкви св. Параскевы в Мутуласе, в 1520 г. – «Распятие». Значительное число экспонатов исследователи датируют XVI в.: царские врата со сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы» и с фигурами апостолов Петра и Павла, фрагмент иконостаса с изображением «Воскресения Христова» (западного типа), иконы «Сошествие во ад», «Спас во гробе», «Христос Вседержитель», «Апостол Иоанн Богослов», Божья Матерь «Madre della Consolazione». В конце XVI в. были написаны две иконы св. Иоанна Предтечи и образ Киккской Божьей Матери (исследователи полагают, что его следует датировать уже XVII в.). Мастеру середины XVII в. Павлу Иерографу принадлежат образы Иисуса Христа на престоле (1650 г.), Пресвятой Богородицы на престоле (1650 г.), архангела Михаила (1652 г.), апостолов и иконы двунадесятых праздников. Многие произведения иконописи XVII–XVIII вв. имеют подпись автора: «Иисус Христос Спаситель мира» (Соломос Иерофит, 1641 г.), «Великомученик Мина» (иеромонах Христодул, 1707 г.), «Святитель Николай Чудотворец и преподобный Евтихий» (иеромонах Христодул, 1708 г., под записью 1899 г.), Киккская икона Божьей Матери (иеродиакон Харалампий Киккот, 1757 г.), «Рождество Христово» и «Успение Пресвятой Богородицы» (иеродиакон Леонтий, 1769 г.), «Спас Нерукотворный» (Михаил Фессалоникиец, 1776 г.), «Архангел Михаил» (Михаил Киприот, 1782 г.), «Святители Тихон, Парфений и Мелетий» (Михаил Киприот, 1788 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru