КАЛЛИНИК - Страница 2

Каллиник уделяет особое внимание авторам, чьи произведения могут служить для преуспеяния в монашеском подвиге. Собственное сочинение он также рассматривает сквозь призму этой цели. Наряду с рассказом о жизни преподобного Ипатия и его чудесах Каллиник стремится дать читателю духовное монашеское наставление. Для этого он включает в повествование написанные от лица святого поучения, которые исследователи считают отражением мировоззрения в вопросах аскетики как преподобного Ипатия, так и его ученика. Основной темой двух самых длинных назиданий является бегство от мира. Автор не стремится принизить мирское благочестие, но рассматривает монашество как способ всецело устремить ум к духовным предметам. Дьявол, впрочем, непрестанно строит козни против монахов, чтобы отвлечь их от духовного делания посредством как различных помыслов, так и явлений. С одной стороны, демоны у Каллиника обитают в пустынях и лесах, в языческих святилищах, носят имена античных богов, например, Артемиды, с другой – они являются персонификацией грехов и страстей и носят соответствующие имена. Бесы могут не только искушать монахов на уровне помыслов, но и вызывать телесные заболевания. Лучший способ борьбы с ними – молитва. Согласно Каллинику, борьба с демонами и со страстями не должна стать самоцелью. Основная монашеская добродетель – любовь к Богу, синонимом которой является любовь к ближнему. Потерять её – значит отречься от Бога. Монашеский подвиг рассматривается как продолжение исповедания мучеников. Каллиник рассуждает также о целомудрии, молчании, нестяжании, воздержании, великодушии, постоянном покаянии, смирении, сдержанности, борьбе с гневом и раздражительностью. Ипатий словами Каллиника подчёркивает важность умеренности даже в монашеском подвиге. Воздержание должно быть достаточным для борьбы со страстями и с пороками, но не должно вести к умерщвлению плоти. Излишним воздержанием не следует изнурять тело до такой степени, чтобы оно оказалось не способным к труду. На практике добродетель руфинианских монахов выражалась в благотворительном труде и заботе о странниках. Ипатий, по свидетельству Каллиника, рассматривает физический труд не как форму монашеского подвига, а как возможность служить духовному преуспеянию посредством благотворительности. Каллиник уделяет много внимания укладу жизни в обители; свободное от послушаний время было занято чтением и частной молитвой. Общая молитва совершалась семь раз в день. Несмотря на близость Ипатия к акимитам, он не придерживался их традиции в отношении непрестанной молитвы. Игумен не порывал отношений с внешним миром, освобождая иноков от мирских забот, в монастыре они искали уединения и духовной жизни. Но кроме хозяйственных забот игумен брал на себя духовное руководство братией. Таким образом Каллиник представлял собой идеал киновийного монашества.



 
PR-CY.ru