КАЛЛИНИК

КАЛЛИНИК (середина V в.) – монах, византийский церковный писатель, агиограф, автор Жития преподобного Ипатия Руфинианского. Краткие сведения о Каллинике приводит анонимный редактор его сочинения, который в 450 гг. переработал Житие для широкой аудитории в соответствии с нормами орфографии, оставив неизменным содержание памятника. Этот же редактор составил предисловие, где сообщил, что Житие было написано учеником преподобного Ипатия Каллиником, хранившему текст сочинения и перед смертью передавшему его третьему игумену Руфинианского монастыря, от которого рукопись попала к редактору. В Житии Каллиника кратко сообщает, что он был учеником Ипатия, знал святого, по крайней мере, с того времени, когда ему было 60 лет (около 426 г.). Исследователи полагают, что Каллиник происходил из Сирии, т.к., по словам редактора, многие его орфографические ошибки связаны с особенностями местного употребления греческого языка. Исследователи отмечают, что простота изложения и отсутствие аллюзий на античных авторов указывают на то, что Каллиник не получил классического образования; для его стиля характерно большое количество цитат из Священного Писания. Житие преподобного Ипатия написано вскоре после смерти святого (446 г.). В тексте упоминается ряд событий, предсказанных святым и уже совершившихся к моменту написания Жития. Из них последнее – разорение Фракии гуннами (447 г.): Каллиник сообщает, что церковь св. Александра была укреплена для отражения вражеских нападений. Из текста следует также, что Каллиник писал Житие по просьбе некоего схоластика, обращённого преподобным Ипатием в христианство, когда ещё были живы племянница преподобного и другие его ученики. В тексте не упоминаются важнейшие церковные события того времени: «Разбойничий» Собор (Эфесский; 449 г.) и четвёртый Вселенский собор (Халкидонский, 451 г.), поэтому с большой вероятностью исследователи датируют написание Жития 447–449 гг. или 450 г. Исследователи полагают, что Каллиник был вторым игуменом и передал своё сочинение преемнику, однако ни о дате кончины Каллиника, ни о времени, когда Руфинианским монастырём руководил третий настоятель, конкретных сведений нет. Исследователи отмечают, что язык Каллиника содержит следующие грамматические особенности: атематические глаголы спрягаются как тематические, иногда изменены употребление и управление предлогов. В лексике характерны вульгаризмы, заимствования из латыни. В синтаксисе Каллиник часто подражает гебраизированным структурам Септуагинты. Сочинение адресовано, в первую очередь, монахам, поэтому богато терминами, выработанными в среде восточного монашества. В тексте есть указания на знакомство Каллиника с Житием преподобного Антония авторства Александрийского епископа Афанасия I Великого (ум. в 373 г.), и с корпусом гомилий, приписываемых преподобному Макарию Великому (ум. в 390–391 г.).

 



 
PR-CY.ru