КЕРДОН - Страница 2

Согласно Ипполиту, второй Бог, Бог Ветхого Завета, творец мира, трактуется Кердоном уже не как «правосудный», а как злой и жестокий (malus). Епископ Евсевий добавляет, что ветхозаветного Бога, по Кердону, можно познать, а Бог – Отец Христа – непознаваем. Христологии Кердона был свойственен радикальный докетизм, т.е. он считал, что плоть Христа была призрачной, иллюзорной, поэтому не было ни Его воплощения от Девы, ни страданий и смерти. Кердон отрицал также проповедуемое христианами всеобщее воскрешение плоти, признавал только бессмертие души; отвергал как Ветхий, так и Новый Завет, за исключением некоторых мест из Евангелия от Луки и отрывков Посланий апостола Павла. По мнению Адольфа фон Гарнака, с уверенностью назвать Кердона учителем Маркиона на основании имеющихся источников нельзя. Если в упомянутых источниках Кердон считается предшественником Маркиона, то, например, Тертуллиан, посвятивший полемике с Маркионом обширный трактат с подробным рассмотрением его учения, упоминает имя Кердона вскользь и не говорит о том, что его оппонент был последователем Кердона. Исследователям известно точно только то, что оба еретика находились в Риме в одно и то же время. Учение Маркиона представляет собой тезисы, почти схожие с теми, которые приписывают Кердону Ириней Лионский и др., поэтому исследователям неясно, в чём оригинальность концепции Маркиона, который занял значительное место среди гностических теорий. А. фон Гарнак высказывает предположение, что учение Кердона не имело столь чётких формулировок, какие приписываются ему ересеологами, он просто проповедовал дуализм – основную доктрину гностического мировоззрения, но не говорил о другом Боге, как это делал впоследствии Маркион. Таким образом, положения, которые относились к учению Маркиона, были впоследствии приписаны Кердону. Исследователи считают вполне вероятным, что это относится также и к докетизму Кердона. По мнению исследователей, у Иринея Лионского был какой-то источник или устные сведения о существовании некоего еретика по имени Кердон, но отсутствовали подробности его учения, поэтому Ириней мог приписать ему основные гностические постулаты и взгляды Маркиона, сделав этого Кердона связующим звеном между Маркионом и первыми гностиками. Епифаний Кипрский посвятил небольшую заметку кердонианам, ученикам Кердона, однако у исследователей нет оснований считать, что после смерти Кердона осталась некая полноценная секта его единомышленников.



 
PR-CY.ru