КЕРДОН

КЕРДОН (конец I – первая половина II вв.) – еретик-гностик (см. Гностицизм), согласно древней традиции, предполагаемый учитель гностика Маркиона, с которым полемизировал Тертуллиан в трактате «Против Маркиона». Отрывочные сведения о Кердоне и его учении содержатся в сочинениях нескольких церковных историков и ересеологов: Иринея Лионского (ум. в конце II в.), Ипполита Римского (III в.), Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской (середина III в.), Евсевия, епископа Кесарии Палестинской (вторая половина III – первая половина IV вв.), Епифания Кипрского (около 315 – 403 гг.), Филастрия, епископа Бриксийского (IV в.), Феодорита, епископа Кирского (ум. около 457 г.). Кердон происходил из Сирии. Считается, что он был учеником и последователем Симона Волхва, современника апостолов (Деян. 8:4), основателя ереси симониан, которых ересеологическая традиция считает гностиками. Однако преемственную связь учения Кердона с учением Симона, вероятнее всего, не следует понимать буквально. Это, скорее, позднейшая попытка отнести учение Кердона к определённому направлению или обозначить его гностические корни. Весьма часто по той же причине гностикам приписывалось влияние на них античных философов. Единственный исторически достоверный факт в биографии Кердона – его прибытие в Рим около 140 г., при папе Гигине (ум. в 142 или 149 г.). Сведения Иринея Лионского о Кердоне, наиболее ранние и подробные, послужили основой для выводов позднейших историков. Согласно этим сведениям, Кердон, несмотря на приверженность к ереси, не стремился открыто отмежевываться от церкви: «Кердон, предшественник Маркиона... часто приходя в церковь и исповедуясь... так и окончил (жизнь), то уча тайно, то опять исповедуясь, то обличаемый в своём худом учении, и наконец оставил собрание братий». В основе учения Кердона лежит тезис о существовании двух Богов: первый – Бог благой, второй – Бог «правосудный». Благой Бог является Отцом Иисуса Христа. «Правосудный» Бог – творец мира, это Он дал закон Моисею и говорил через ветхозаветных пророков, что «Бог, проповеданный законом и пророками, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, потому что одного знали, другой был неизвестен; один – правосуден, другой – благ». Положение о двух Богах у Кердона приводят также Ипполит Римский, епископ Кесарии Палестинской Евсевий и др.

 



 
PR-CY.ru