КЕРЖЕНЕЦ

КЕРЖЕНЕЦ (Керженские скиты) – один из главных центров старообрядчества в конце XVII – середине XIX вв., находившийся в лесных труднодоступных районах нижегородского Заволжья, назван по протекающей здесь реке Керженец (впадает в Волгу близ города Лысково). Скиты располагались в бассейнах левых притоков Волги – рек Керженец, Узола, Линда, Везлома, Ватома, Дорогуча, а также на притоке Унжи – реке Чёрный Лух. По административно-территориальному делению XVIII в. это была территория Балахнинского (дворцовые Дрюковская (Мусатовская), Керженская, Толоконцевская и Хохломская волости), Нижегородского (Верхокерженская вотчина Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря и Разнежская вотчина нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря) и Юрьевецкого (дворцовые Корельская, Рыбновская и Белбажская волости) уездов; в 1778–1779 гг. на этих землях были образованы Макарьевский уезд Костромского наместничества (с 1796 г. – Костромской губернии) и Семёновский уезд Нижегородского наместничества (с 1796 г. – Нижегородской губернии). Старообрядческие скиты на Керженце появились в начале 1660 гг., с этого времени среди противников богослужебной реформы формируется представление о Керженце как о месте, где «жить покойно и богоспасаемо». Керженец стал одним из важнейших центров старообрядчества во многом благодаря своему расположению: с одной стороны – глухие леса, с другой – близость Волги и торговых путей, Нижнего Новгорода, Балахны, Макарьевской ярмарки. На Керженце сходились границы нескольких уездов: Балахнинского, Галичского, Козмодемьянского, Нижегородского и Юрьевецкого. Разноведомственная подчинённость территории, слабый контроль со стороны властей во второй половине XVII – начале XVIII вв. способствовали формированию авторитетного и многолюдного центра старообрядчества. Один из первых керженских скитов был основан монахом Ефремом (Потёмкиным) в 1662 г.; скит находился «от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те… леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса». Старец был известен в округе своим неприятием богослужебных нововведений и учением о пришествии антихриста в лице патриарха Никона. Взгляды Ефрема получили широкое распространение среди населения, и в скит к нему «хаживали... на лыжах бортники и из далных... деревень крестьяня». В марте 1666 г. Ефрем был арестован в ходе экспедиции полковника Александра Никитича Лопухина «в суздальских, вязниковских, муромских, нижегородских, костромских и вологодских пределах» с целью поимки «церковных мятежников», скит был сожжён. Ефрема доставили в Москву на Большой Московский собор 1666–1667 гг., он повинился, составил «покаянное письмо», которое должен был зачитывать публично в тех местах, где он проповедовал своё учение, – в Нижнем Новгороде, Балахне, на Макарьевской ярмарке. После этого старец был отправлен в Новоспассий московский в честь Преображения Господня монастырь. Особенностью Керженца было преобладание старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы).

 



 
PR-CY.ru