КЕЛЕР Карл Август Мартин - Страница 2

К.А.М. Келер писал, что «в конечном счёте мы верим во Христа не по причине какого-то авторитета, а потому, что Он Сам вызывает в нас эту веру». Учёный не отвергал возможности исторического исследования роли Иисуса или исторического исследования Библии. Он стремился понять библейского Иисуса как Того, Кто имеет власть над умами людей в любое время, и даже в настоящее время, как «создателя и посредника непрерывного процесса рецепции». Согласно К.А.М. Келеру, «реальный» Иисус – это единственный Иисус, как Он предстаёт в Новом Завете, где описано то единственное событие, которое лежит в основе всех известных свидетельств – Иисус Христос как Слово Божие во плоти. Образ этого Христа не складывается из результатов реконструкций Его аутентичных допасхальных слов и исторически ненадёжных фрагментов воспоминаний о Его делах как сумма определённого минимума. В книге «Иисус и Ветхий Завет» (1896 г.) К.А.М. Келер подчёркивал необходимость христологического прочтения Ветхого Завета, т.е. Иисус Христос должен быть его центром. Евангелия, которые о Нём возвещают, не могут рассматриваться как документы, на основании которых можно написать «научную биографию Иисуса». Цель Евангелий – пробудить веру в Иисуса Христа проповедью о Его спасительном служении, и обращаться к этим текстам надо как к библейскому свидетельству о Христе, а не для поиска исторического Иисуса. Главные темы догматических работ К.А.М. Келера – учение об искуплении и оправдании. В книге «Крест как основа и критерий христологии» (1911 г.) он писал, что в «слове о кресте», в котором о Распятом говорится, что Он – Тот, Кто даёт жизнь, «происходит самооткровение живого Бога». В крестной смерти «Бог был Христом и примирил мир с Собой». В первой (апологетической) части книги «Наука христианского учения» (1883 г.) основная тема реформационной теологии (учение об оправдании) рассматривается как принцип любой догматической аргументации. Протестантская вера в оправдание становится критерием критики религии, противопоставленной Откровению, и в то же время она подтверждает истинность библейской «религии завета». Верой христиан в божественное избрание как спасительное служение Богу К.А.М. Келер объяснял наличие у них телеологического мировоззрения, и тогда легитимной является только телеологическая теодицея.



 
PR-CY.ru