КЕЛЕР Карл Август Мартин

КЕЛЕР Карл Август Мартин (1835–1912 гг.) – немецкий протестантский богослов. В Кёнигсберге (современный Калининград, Россия) изучал юриспруденцию, затем теологию. Слушал лекции в Гейдельберге, в Галле учился у Августа Толука (другие профессора, оказавшие на него влияние, – И. Т. Бек, Х. Кремер, Юлиус Мюллер, Рихард Роте), закончил образование в Тюбингене. В 1860 г. К.А.М. Келер защитил диссертацию и стал доцентом, в 1864 г. – экстраординарным профессором в Бонне, с 1867 по 1912 гг. – ординарный профессор систематического богословия и Нового Завета в Галле. Вопрос о правильном толковании Библии относится к основным темам работ К.А.М. Келера. Он отвергал распространённый среди библеистов подход, когда слово Священного Писания получает в аргументации высший авторитет априорно. Историко-критический метод толкования освободил экзегетов от предрассудка, согласно которому библейское Откровение раскрывается именно в букве Писания. По убеждению К.А.М. Келера, свой авторитет Библия обретает в живом Слове Божьем, которое она содержит и которым устанавливается церковь. В конце XIX в. важную роль в библеистике и в спорах о реконструкциях жизни исторического Иисуса сыграла работа К.А.М. Келера «Так называемый исторический Иисус и исторический, библейский Христос» (1892 г.). К.А.М. Келер не считал возможным «доверяться авторитету учёных, когда речь идёт об источнике», который изменяет жизнь человека, при этом все «надёжные» реконструкции основаны на допущениях и всегда содержат «изменчивую массу ненадёжных деталей». Разграничивая Historie, или Historizität (история как последовательность установленных фактов), и Geschichte (история как свидетельство о Христе, которое, возникнув в прошлом, способно вызвать веру и в настоящее время), К.А.М. Келер подчёркивал, что «сделать... образ Иисуса объектом исторического анализа, подобно другим персонажам прошлого, невозможно». «Слишком сильным было Его воздействие на широкие круги во все времена, слишком определённа Его претензия на авторитет, которую нельзя свести к чему-то человеческому». Хотя К.А.М. Келер не принимал тезиса о безошибочности Библии, он всё же утверждал, что свидетельства Евангелий об Иисусе, как правило, достаточно надёжны. Он рассматривал даже евангельские «легенды» как достоверные «настолько, насколько человек может это понять».

 



 
PR-CY.ru