КАМЕРОН Чарлз - Страница 2

Цвет в интерьерах, как правило, высветлен добавлением белого: например, зелёный на стенах Зелёной столовой, фиолетовый и молочно-белый на стеклянных деталях отделки в спальне; голубой на фоне рельефов малого кабинета. Ч. Камерона умело соединял камерный характер небольших по размеру помещений с роскошной отделкой, соответствующей статусу дворца. Параллельно с работами в Царском селе Ч. Камерон проектировал и строил дворцово-парковый ансамбль в Павловске, резиденцию великого князя Павла Петровича. Дворец (1782–1786 гг.), поставленный на холме над рекой Славянкой, выполнен по усадебной схеме. Он повторял тип и облик палладианской виллы, в которой дворец напоминал античный храм благодаря купольному завершению основного объёма; среди интерьеров также спроектированные и отделанные по проектам Ч. Камерона в 1786–1787 гг. – Танцевальный зал и Старая гостиная, Бильярдная, Столовая. Он использовал антикизирующие приёмы в декорировании покоев: вспарушенные своды, лепнину в архитектурных членениях (тягах, каннелированных пилястрах и фризах с античными мотивами – амурами, акантом, львами, вазами классического рисунка), барельефы в рамах различных очертаний, живописные вставки в виде медальонов (работы Дж. Скотти). Ч. Камерон предпочёл светлые и белые тона, например, белая лепнина на стенах светло-фисташкового цвета в столовой; умело использовал зеркала для зрительного расширения пространства. Парковые павильоны представляют различные типы античных храмовых сооружений: это ротонда в окружении колонн – Храм Дружбы (1780–1782 гг.) в излучине реки Славянки – один из первых в русской архитектуре образцов чистого дорического ордера; прямоугольный колонный павильон с треугольными фронтонами – павильон Трёх граций (Портик; 1780–1787 гг.); круглая колоннада с использованием тосканского ордера – Колоннада Аполлона (Руина; 1782–1783 гг.; современное месторасположение с 1801 г.) – живописная руина, возникшая в результате частичного обрушения (1817 г.). Как и в ансамбле Царского села, в Павловске Ч. Камерон обратился к теме триумфа и господства Аполлона как воплощения идеального, просвещённого правления, при котором процветают искусства, и одерживаются победы над дикостью и варварством. На Центральной аллее были установлены бюсты великих античных мужей, греческих поэтов и философов, римских императоров и полководцев (1780 гг.). Пейзажный парк Павловска отличается романтическим, «меланхолическим» характером, его павильоны, статуи, мосты, каскады, руины окружены деревьями и кустарниками. Пластические объекты в самых отдалённых уголках были символами античной цивилизации как образца просвещения, мудрого правления: на границе парка в Нижней Сильвии была поставлена мраморная колонна на пьедестале, получившая название «Конец света» (1780 гг.). Находясь на расстоянии от центра ансамбля, она сохраняла с ним композиционную и символическую связь, поскольку была расположена строго по оси дворца и, очевидно, символизировала конец прекрасного, цивилизованного мира. Павильоны в Павловском парке представляли сельские занятия в духе античных буколик (Вольер (павильон Птичник; 1782 г.), Вольерный сад, Цветочные партеры и Лабиринт).

 



 
PR-CY.ru