КАМЕРОН Чарлз

КАМЕРОН Чарлз (1743–1812 гг.) – архитектор, родом из Шотландии. Творчество Ч. Камерона связано с Россией, где его произведения воплотили идеалы зрелого классицизма, основанного на знании подлинных античных памятников. Уже в период обучения Ч. Камерон увлекся античным искусством; среди ранних работ исследователя известен его альбом рисунков на античные темы (1764 г., библиотека Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, ныне – Петербургского государственного университета путей сообщения, фонд рукописей и редких книг). После прочтения книг итальянского архитектора эпохи Возрождения Антонио Палладио Ч. Камерон приехал в Рим (около 1767 – 1768 гг.), чтобы продолжить начатое им изучение древности. После возвращения в Лондон Ч. Камерон издал труд, посвящённый римским термам (1772 г.). Его приглашение в Россию (1779 г.) было обусловлено увлечением императрицы Екатерины II английским садово-парковым искусством и желанием обновить ансамбль Царскосельской императорской резиденции в классицистическом стиле. Ч. Камерон был назначен «архитектором Её Императорского Величества». Ему было поручено строительство в Царском селе (с 1808 г. – Царское Село, ныне – Пушкин) нового комплекса сооружений, по замыслу государыни это должен был быть «античный дом». Ч. Камерон выбрал участок на границе с регулярным парком, архитектура его построек сочеталась с новым пейзажным садовым ансамблем, получившим собственную нерегулярную планировку. Первая постройка Ч. Камерона в Царском селе – это Холодные бани (1779 г. – 1780 гг.): двухэтажный корпус с банями внизу и гостиными наверху; так называемые Агатовые комнаты (1780–1785 гг.); позднее были устроены Висячий сад, Пандус, небольшая дворцовая церковь позади Агатовых комнат (все – начала 1790 гг.). С Холодными банями соединялась открытыми террасами-переходами колоннада Аполлона (Камеронова галерея; 1783–1787 гг.), откуда открывались виды на павильоны и объекты регулярного и живописного парков, а в широких пролётах были установлены бюсты античных поэтов и императоров, которые напоминали о достижениях древних. Ч. Камерон проявил изобретательность в оформлении фасадов: тяжёлый руст в нижней части (своеобразный «пьедестал времени»), открытые галереи-террасы, тонкие широко расставленные ионические колонны которых составили светлые, незатеснённые колоннады. Единство по-разному оформленных этажей подчёркнуто общим ионическим ордером пилястр и колонн. Интерьеры были отделаны по античным принципам: каменными панелями-плитами из полудрагоценных пород (агата, яшмы), живописными вставками и рельефами с сюжетами в стиле гротесков. Агатовыми комнатами назвали изящные павильоны, прямоугольные и овальные в плане, центром которых служил зал, по подобию античных терм перекрытый богато декорированным сводом с разнообразными цветными рельефами и живописными вставками. Сочетание тончайших в обработке материалов, восходящих к античным технологиям, Ч. Камерон осуществил, использовав цветное стекло на стенах и сводах личных покоев императрицы в Екатерининском дворце Царского села (1780 гг.) – в спальне и в малом синем кабинете («Табакерка», оба разрушены во время Великой Отечественной войны), в том числе с рельефами работы английского мастера Джозайи Веджвуда.

 



 
PR-CY.ru