КАССИАН Грек, князь Константин Мангупский, Макнувский, Манкувский, Мавнукский

КАССИАН Грек, князь Константин Мангупский, Макнувский, Манкувский, Мавнукский (1432–1509 или 1504 гг.) – преподобный (память 21 мая и 2 октября, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых), Учемский, Угличский, основатель Кассиановой Учемской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (современное село Учма Мышкинского района Ярославской области). Все известные списки Жития Кассиана имеют индивидуальные чтения, но их исследователи делят на три основные редакции: Краткую (известна исследователям в трёх списках второй половины XVII в.: Российская национальная библиотека, а также в более поздних рукописях), Проложную и Пространную (два списка, представляющие два варианта Пространной редакции: Российская национальная библиотека, 1780 гг.; Российская национальная библиотека, конец XVIII – начало XIX вв.). Первичной исследователи считают Краткую редакцию, предположительно созданную в первой половине XVII в. По мнению исследователей, путём её сокращения была составлена Проложная редакция, вошедшая в Пролог 1662 г. под 21 мая (это предположение требует доказательства, т.к. три ранних списка Краткой редакции одновременны Прологу или более поздние). Исследователям известны списки Краткой редакции второй половины XVIII в. – первой трети XIX в.: Российская национальная библиотека, 1751 г.; Институт русской литературы, 1760–1780 гг. (текст имеет черты Проложной редакции и ряд индивидуальных чтений); списки 1820 гг., написанные одним почерком (Российская национальная библиотека и Архив Санкт-Петербургского института истории РАН). Для поздних списков Краткой редакции характерны сокращение текста или контаминация протографов. Архиепископ Филарет (Гумилёвский), Афанасий Фёдорович Бычков и Александр Иванович Яцимирский считали автором Краткой редакции инока угличского монастыря Сергия, но данная гипотеза не получила подтверждения. В конце Краткой редакции в списке Российской национальной библиотеки помещена криптограмма с именем автора текста. Е.Л. Алексеева, издавшая Житие Кассиана, установила, что в криптограмме зашифровано имя Закхей или Ефимко. Поскольку во вступлении к Житию его автор говорит о себе как о настоятеле Кассиановой пустыни («бывшу ми некогда во обители его, и на месте его стоящу, и жезл пастырский в руце имея...»), Е.Л. Алексеева атрибутировала текст настоятелю Учемского монастыря между 1534 и 1560 гг. игумену Закхею. Однако у исследователей нет достаточных оснований, для того чтобы датировать Житие Кассиана серединой XVI в., все сохранившиеся списки исследователи относят к периоду начиная со второй половины XVII в. (это типично для угличской агиографической литературы, все памятники которой известны исследователям в редакциях, созданных после Смутного времени). Пространная редакция Жития, появившаяся, по мнению Марианны Давидовны Каган-Тарковской, в конце XVII – первой половне XVIII в., известна исследователям в двух списках в составе старообрядческих сборников, содержащих жития Угличских святых (Российская национальная библиотека, 1780 гг., конец XVIII – начало XIX вв.).

 



 
PR-CY.ru