КВЕЛАЦМИНДА - Страница 3

В декоративном отношении наиболее выделяются восточный и южный фасады. Исследователи отмечают, что зодчий учёл архитектурные особенности внутреннего устройства церкви. Центральная плоскость восточного фасада оформлена нишей в виде сдвоенной арки, её средняя пилястра опирается на навершие окна; над аркой на фронтоне помещён рельефный крест на подножии. Плоскости боковых нефов двухчастные, что подчёркивается двумя расположенными друг над другом нишами в виде арок. Расширяющиеся книзу окна имеют подковообразные арки. Окна пастофориев оформлены навершиями, на которые опираются кресты. По мнению Г. Чубинашвили, восточный фасад был значительно переделан в XVII в., и первоначально центральная плоскость фасада была обрамлена полуциркульной аркой, внутри которой над окном располагался большой рельефный крест на подножии. Двухчастность южного фасада подчёркнута высоко расположенным рядом окон (четыре). Центральная дверь обрамлена аркой, внутри которой в тимпане помещен крест. С обеих сторон от входа сохранились фрагменты стен, выложенных булыжником: по предположению Г. Чубинашвили, это остатки портика. Все окна помещались в нишах в виде высоких арок, начинающихся от основания церкви. Северный фасад, выходящий к склону горы, был оформлен наиболее просто. Восточное окно первоначально имело такие же формы и размер, как окна южного фасада, другие окна маленькие. К северному фасаду была сделана прямоугольная пристройка. Историк и филолог Левон Меликсетович Меликсет-Бек, побывавший здесь в 1914 г., писал, что это «склеп, очевидно, для монашествующих». С западной стороны в храм можно попасть через широкую прямоугольную дверь, поднявшись по всходу на открытую галерею. Портал декорирован тимпаном из плинфы. Кладку вокруг окна исследователи относят к позднему времени. Помещение под открытой галереей служит нартексом, который внутри соединяется с западной частью церкви. Снаружи в него ведёт западная дверь южного фасада. Храм перекрыт черепичной крышей в XVII в. Сохранилось несколько древних черепиц, украшенных крестами разной формы. Святыни Квелацминды известны исследователям, в основном, благодаря публикациям в периодических изданиях XIX в. Так, в одном из номеров газеты «Иверия» (1889 г.) были описаны святыни Квелацминды, наиболее почитавшиеся в то время, среди них – чудотворная живописная Квелацминдская икона Божьей Матери (около 94х22 см), которая, согласно сделанной на ней надписи, была заказана или поновлена неким Нодаром. Она была обрамлена позолоченным окладом. В Квелацминде хранилась пергаменная рукопись с образами евангелистов, принадлежавшая Кайхосро, сыну моурави Энисели. В ней содержались молитва, написанная неким Зосиме Кочобадзе по приказу «дочери царя царей Кетеван», и Четвероевангелие. В колофонах указано имя переписчика – Георгий. Одной из реликвий была серебряная часть печи, которую, согласно надписи, Мариам, сестра царя Имерети св. Соломона II, пожертвовала Квелацминде.



 
PR-CY.ru