КВЕЛАЦМИНДА - Страница 2

В 1845 г. братия Квелацминды была переведена в монастырь Хирса, икону Божьей Матери перенесли в гурджаанскую церковь во имя великомученика Георгия. Два раза в год, в день Успения Пресвятой Богородицы и в понедельник на Светлой седмице, икону носили в Квелацминду и служили литургию. В 1938 г. в Квелацминде велись реставрационные работы. При расчистке западной части храма была выявлена лестница, ведущая на второй ярус. В результате реставрации изменились первоначальный вид южного и восточного фасадов, а также некоторые архитектурные детали (например, обрамление левого верхнего окна восточного фасада). В нескольких шагах от южного фасада была обнаружена тайная комната с полуциркульным сводом. В 1994 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в церкви было возобновлено богослужение, здесь подвизались монахи. Был восстановлен монастырский дом, построены кельи, трапезная и другие здания. В 1998–2001 гг. при содействии архиепископа Сагареджойско-Гурджаанского Андрея (Гвазавы) в церкви были проведены ремонтные работы (освящён алтарь, установлен иконостас, перекрыта крыша и др.), построена ограда. В 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Сагареджойско-Ниноцминдскую и Гурджаанско-Велисцихскую. Квелацминда стал резиденцией епископа Гурджаанско-Велисцихского Евфимия (Лежавы) и возрождён как мужской монастырь. В 2005 г. в Квелацминде подвизались 15 монахов и послушников, в начале 2011 г. – восемь монахов. Настоятель Квелацминды – правящий архиерей Гурджаанско-Велисцихской епархии. Кафоликон Квелацминды исследователи считают памятником так называемого переходного периода (середина VII в. – вторая половина X в.). Это – единственная в Грузии двухглавая церковь. Храм (24,5х10 м) представляет собой трёхнефную базилику с тремя парами столбов. В центральном нефе с запада и востока посредством тромпов воздвигнуты две главы на низких восьмигранных в плане барабанах. Боковые нефы перекрыты полуциркульным сводом. Интерьер церкви на уровне второго этажа с трёх сторон опоясан галереей, с запада открытой, с севера и юга отделённой от основного пространства храма стенами. Церковь имеет два входа: в центре и западной части южного фасада. С запада пристроен всход на открытую часть галереи. Храм выстроен из булыжного камня (внешние стены, апсида, боковые нефы и обходная галерея), известкового туфа (углы стен и обрамление проемов) и плинфы (центральный неф, свод и главы). Полукруглая в плане апсида не выявлена снаружи, по сторонам к ней примыкают пастофории – жертвенник (в плане квадрат) и диаконник (в плане прямоугольник). В южной стене жертвенника был проход (перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом) в алтарь. В XIX в. в апсиде алтаря сохранялись древние росписи. Диаконник перекрыт полуциркульным сводом. Северная и южная части галереи с восточной стороны заканчиваются небольшими помещениями с полукруглыми в плане апсидами. В апсиде, жертвеннике и диаконнике, в двух восточных завершениях галереи, а также на западном фасаде устроено по маленькому окну. На южном и северном фасадах храма по четыре окна, в южной стене галереи – три, в северной – два. По два окна (с севера и юга) имеют барабаны. Окно (пробито позже) расположено также справа от центральной двери южного фасада.

 



 
PR-CY.ru