КАРАСЁВ Алексей Николаевич - Страница 3

Систематический подбор церковных песнопений дан в приложении «Уроки пения»: в первой части – на один и два голоса, во второй части – на три и четыре голоса. Исследователи отмечают, что в целом обучение пению по системе А.Н. Карасёва весьма динамично. От подражания учителю школьники идут к самостоятельной деятельности. Позитивным моментом исследователи считают тесную связь музыкальной грамоты с церковно-певческим материалом. Обучение сочетается с развитием голоса, певческого дыхания, звукообразования. Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию исследователи объясняют профессиональной позицией А.Н. Карасёва как регента, которого интересовала подготовка певчих – детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил современный, довольно сложный церковно-певческий репертуар. В 1900 г. издания А.Н. Карасёва были представлены на Всемирной выставке в Париже. В 1903 г. в Вятке, где А.Н. Карасёв занимал должность руководителя народных хоров, он организовал около 16 школ хорового и церковного пения (из них четыре бесплатные), по мнению исследователей, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа. В последующих изданиях А.Н. Карасёв обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908 г.), «Спутник начинающего регента» (1907 г., расширенное издание: 1908 г.), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под руководством Николая Ивановича Бахметева, и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888 г.), подготовленному при участии Николая Андреевича Римского-Корсакова, Евстафия Степановича Азеева, Александра Александровича Копылова и др. А.Н. Карасёв также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах А.Н. Карасёва поднимаются актуальные вопросы музыкальной грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями. Большой заслугой А.Н. Карасёва исследователи считают издание книги о Григории Фёдоровиче Львовском (1911 г.), с которым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Г.Ф. Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. А.Н. Карасёв издавал в Москве произведения Г.Ф. Львовского (30 номеров). Как регент А.Н. Карасёв придерживался, главным образом, стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения Алексея Фёдоровича Львова, Н.И. Бахметева, протоиерея Михаила Александровича Виноградова, Николая Михайловича Потулова, Н.А. Римского-Корсакова, Александра Андреевича Архангельского и в особенности Г.Ф. Львовского. Исследователям известно музыкальное произведение А.Н. Карасёва «На реках Вавилонских» (издано: Пенза, 1896 г., М., 1896 г.) – переложение обиходного распева для смешанного хора, выполненное в стиле Г.Ф. Львовского.



 
PR-CY.ru