КАПЕЛЛАН - Страница 4

Буллой папы Александра VII от 10 июня 1657 г. им были переданы функции аколитов и свеченосцев во время богослужений в папских капеллах, по указанию папы Римского Пия IX (1846–1878 гг.) за ординарными капелланами был закреплён титул «монсеньор». Их число менялось от четырёх до семи, для помощи им обычно назначались 12 сверхштатных ординарных капелланов, которые имели право унаследовать должность действительного ординарного капеллана в случае вакансии. Главой ординарных капелланов был старейшина (декан), являвшийся также вице-вестиарием папы. Среди ординарных капелланов традиционно были аудиторы Римской Роты. Тайные капелланы носили титул «монсеньор» и назначались путём оформления «билета», составлявшегося папским майордомом. Со смертью папы они утрачивали полномочия. Глава тайных капелланов – каудатарий (caudatarius), следующим по достоинству был носитель креста, который шёл перед папой с Распятием. Папа Римский Климент XII (1730–1740 гг.) учредил почётных тайных капелланов, также имевших титул «монсеньор». Папа Пий VII (1800–1823 гг.) приравнял почётных капелланов extra urbem, которые теоретически могли участвовать в папских богослужениях вне Рима. В ходе реформы папского двора, осуществлённой в соответствии с motu proprio папы Римского Павла VI «Pontificalis Domus» (28 марта 1968 г.), должности ординарных, тайных и почётных тайных папских капелланов упразднялись, одновременно был создан почётный титул «капеллан Его Святейшества» («Cappellanus Sanctitatis Suae»). По мере развития приходских структур в Римско-католической церкви в крупных приходах примерно с XII в. для окормления отдалённых или труднодоступных районов создавались вспомогательные церкви (ecclesiae succursales), служивших в них священников также называли капелланами. Как правило, таких капелланов назначал настоятель прихода с одобрения местного ординария. С конца XII – XIII вв. получила широкое распространение практика посмертных вкладов с условием совершения (в течение определённого периода или бессрочно) поминальных месс и других богоугодных дел. Размер пожертвований и формы поминовения варьировались. В случае если выделявшаяся для этих целей собственность являлась полноценным церковным бенефицием, она называлась «церковное капелланство», и её мог получить лишь священнослужитель – бенефицированный капеллан, который пользовался бенефицием пожизненно. Если завещанное имущество не было полноценным церковным бенефицием, оно называлось «секулярное капелланство». В этом случае его получателем мог быть и мирянин, который нанимал капеллана для совершения требуемых богослужений. В завещании нередко определялись конкретная церковь или алтарь, где должны были совершаться поминальные мессы. Если капеллан должен был служить не в частной капелле, он находился в юрисдикции настоятеля прихода и должен был при необходимости оказывать ему содействие. В Римско-католической церкви, согласно действующему «Кодексу канонического права» 1983 г., капеллан определяется как священник, которому поручается пастырское попечение, хотя бы частичное, о какой-либо общине или особой группе верных Христу, осуществляемое по нормам универсального и партикулярного права.

 



 
PR-CY.ru