КАНОННИК

КАНОННИК – богослужебная книга православной церкви, в которой собраны различные каноны с добавлениями (келейных молитв, служб суточного круга и др.). Каноник считается книгой для келейной молитвы (многие песнопения и молитвы, содержащиеся в Канонике, повторяются в других книгах, предназначенных для келейного чтения, – Псалтыри следованной, Часослове, Акафистнике). В южнославянской традиции книги, идентичные по составу Канонику, известны с XIV в. Каноник не был известен на Руси до принятия Иерусалимского устава. Название книги «Канонник» (или «Канунник») появилось только в рукописях XV–XVI вв. (в колофонах, полистных записях и пометах на пустых листах). Книга также могла называться «Каноны». Исследователи отмечают, что состав Каноника в списках и изданиях XIV–XX вв. неустойчив, в книгу могли входить отдельные каноны и целые службы (со стихирами, с седальнами и со светильнами). Каноны, как правило, имеют тропарь и кондак празднику или святому, которым посвящён канон. Каноны в Канонике обычно выстроены в соответствии с последовательностью литургических тем седмичного круга богослужения: воспоминание Воскресения Христова в неделю (воскресенье), Небесных сил – в понедельник, св. Иоанна Предтечи – во вторник, Пресвятой Богородицы – в среду, апостолов и епископа Мирликийского Николая – в четверг, Креста – в пятницу, всех святых – в субботу. Рубрики могут содержать предписание петь канон в соответствующий день седмицы (или накануне этого дня). Посвящение среды прославлению Пресвятой Богородицы, а не Креста связано с традицией древнеславянского Октоиха и Параклита (см., например, южнославянские списки и печатные издания XV–XVII вв.). К субботе в Канонике относится и последование канона с Акафистом Пресвятой Богородице, связанное с субботой Акафиста. Особой разновидностью Каноника, включающего каноны для келейного чтения на четыре недели, является рукопись Исторического музея XVI в. Однако цикл седмичных канонов присутствует далеко не во всех списках Каноника, что обусловлено неустойчивостью его состава. Уже в начале XV в. в Каноник традиционно включались акафисты. Так, в «Каноннике Кирилла Белозерского» (Русский музей, 1407 г.) помещены акафисты авторства Константинопольского  патриарха Исидора I Вухираса (XIV в.) архангелу Михаилу, Иоанну Предтече и Николаю Чудотворцу. Каноник седмичного круга был напечатан в составе «Малой подорожной книжицы» Франциска Скорины (Вильно, 1522 г.). Другой принцип формирования Каноника может быть условно назван энциклопедическим, поскольку связан с собиранием различных канонов в одну книгу. Многие списки Каноника содержат избор из Миней (или из праздничной Минеи) канонов праздникам и святым, как правило, в порядке дней церковного года (Российская государственная библиотека; избор из Миней и Триодей). В большинстве случаев эти принципы составления Каноника (седмичного круга и энциклопедический) совмещались, поэтому в составе Каноника исследователи находят как каноны седмичного круга, так и каноны праздникам и святым. Каноны седмичного круга могут помещаться среди изборных праздничных канонов или даже перемежаться другими канонами. Цикл канонов седмичных памятей может быть представлен частично. Каноны из Миней и Триодей могут располагаться хаотично или систематически – в порядке дней церковного года или по степени торжественности (иногда они являются дополнениями: так, в послесловии к старообрядческому Канонику (Вильно, 1798 г.) указано, что это – «святая и богодуховеная книга канонник с дополнением дванадесятым праздникам и богородичным и святым нарочитым», хотя данное издание не содержит канонов на темы дней седмичного круга).

 



 
PR-CY.ru