КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович - Страница 3

Напечатанные вскоре «Обедница» и «Обиход» были разосланы архиепископу и ведущим архиереям, однако поддержали издателей только Нижегородский епископ Иннокентий (Усов) и Рязанский и Егорьевский епископ Александр (Богатенков). Летом 1910 г. Л.Ф. Калашников приехал в Москву за оригиналами для печатных книг и попросил архиепископа Иоанна (Картушина) указать необходимые источники и заверить их подписью и печатью. 27 августа 1910 г. Л.Ф. Калашников сделал доклад на Освященном соборе в Москве и дал подписку с обязательством печатать книги с оригиналов, сверенных с певческими книгами, которые хранятся в библиотеке Рогожского кладбища. Собор постановил передать это дело в ведение архиепископа Иоанна (Картушина), который признавал лучшими гуслицкие (беливские) книги. Заверенные архиепископом Иоанном (Картушиным) оригиналы – «Октай» беливского письма (Российская государственная библиотека), «Ирмосы» начала ХIХ в. (Российская государственная библиотека), «Трезвоны» первой трети ХIХ в. (Российская государственная библиотека) – впоследствии, как свидетельствуют записи на их листах, были переданы библиотеке Рогожского кладбища. Получив печатный экземпляр «Праздников», архиепископ передал его певцам, «которые нашли несогласно подлинника, на одной скамейце на помете «ми» 350 разниц». Один из певцов и учитель пения на Рогожском кладбище М.Д. Озорнов впоследствии признал, что высказался «пристрастно», т.к. сам решил издавать книги и уже заказал шрифт. В конце 1912 – начале 1913 гг. Л.Ф. Калашников продолжил работу в Москве, объединившись с издательством М.Д. Озорнова и Кучкова. Отделение издательства «Знаменное пение», согласно указанию на печати-штампе, размещалось по адресу: Москва, Владимиро-Долгоруковская улица, Чухинский переулок, дом 15. Здесь были выпущены «Ирмосы», «Октай» средний (второе издание, одно под руководством М.Д. Озорнова), в 1914 г. – «Трезвоны» и «Субботник». С 1914 г. Л.Ф. Калашников был на фронтах Первой мировой войны. В 1918 г. издательство прекратило существование. В настоящее время старообрядцы поповского согласия продолжают пользоваться на клиросе изданиями Л.Ф. Калашникова (впрочем, некоторые общины, например, липоване, хотя и имеют издания Л.Ф. Калашникова, но не используют их в богослужении). Историческая роль старообрядческого нотопечатания, по мнению исследователей, неоднозначна. С одной стороны, благодаря изданиям Л.Ф. Калашникову был, наконец, осуществлён замысел крюковой печати, возникший ещё в третьей четверти XVII в., что знаменовало новый этап в истории певческой книжности. Большое число старообрядцев получило возможность осваивать новый репертуар и приобретать навык пения по безлинейному письму. С другой стороны, развитие книгопечатания привело к заметной унификации традиций пения старообрядцев поповских согласий. Так, в начале XX в. в связи с начатым Л.Ф. Калашниковым печатным изданием певческих книг стало приходить в упадок искусство Гуслицы. Но вопреки тенденциям к установлению единообразия многие местные традиции до настоящего времени сохраняют самобытность, не совпадая с письменными версиями, что отражается в старообрядческой напевке.



 
PR-CY.ru