КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович - Страница 2

Работа издательства состояла в подготовке рукописного оригинала книги, в сверке этого текста с более ранними экземплярами книг, в иллюстрировании (например, автором заставок и инициалов в «Ирмосах» был В. Эйснер), а также, по мнению исследователей, в финансировании. Оригиналами для малого (учебного) «Октая», «Ирмосов», «Обихода» и «Обедницы» 1909 г. послужили рукописи Л.Ф. Калашникова, для «Праздников» 1910 г. – рукописи Ф.И. Добринькова (из Белива) и Л.Ф. Калашникова, выполненные, в свою очередь, с гуслицкой рукописи (см. Гуслица) М.И. Шитикова 1832 г. Все киевские издания книг на крюках осуществлены фотолитотипографией С.В. Кульженко в двухцветной печати. Выходные сведения об издании и издателях помещены в конце книг в виде оригинального знака в орнаментированной рамке, дополнительные данные – в прямоугольной рамке. Знаток безлинейных знаменной и демественной нотаций, Л.Ф. Калашников опубликовал азбуки этих нотаций (на титульных листах он указан как автор-составитель), где поместил сводные данные из разных источников, методические рекомендации и ссылки на литературу. Из-за повышенного спроса почти все книги и знаменная азбука были переизданы в Киеве и Москве. Знаменная азбука Л.Ф. Калашникова, выдержавшая второе и третье издания ещё при жизни автора, до настоящего времени является самым известным пособием, широко используемым старообрядцами поповского согласия и всеми изучающими крюковую нотацию; осуществлено несколько репринтных переизданий. Исследователи отмечают, что вследствие того что Л.Ф. Калашников вначале ориентировался на протографы разного времени, редакция текстов в его книгах (в частности, в «Ирмосах») отличается от редакций других источников. В некоторых изданиях отсутствуют знаки препинания (прежде всего, запятые). В отличие от рукописей в большинстве изданий Л.Ф. Калашникова нет ударений. В изданиях Л.Ф. Калашникова отражены некоторые особенности распевания псалмов (103-го, 17-й кафизмы), характерные для устной певческой традиции и отсутствующие в древнерусских книгах. При подготовке изданий большое значение для Л.Ф. Калашникова имели контакты с Московской старообрядческой архиепископией. В конце 1908 г. издатели объявили в анонсе, что книга ирмосов будет напечатана за небольшим исключением с напева московского Рогожского старообрядческого кладбища. Однако архиепископ Иоанн (Картушин) нашёл расхождения в напевах, назвал Л.Ф. Калашникова «реформатором» и в начале 1909 г. намеревался разослать предписание приходам не покупать эти книги. Тем не менее, издательская деятельность Л.Ф. Калашникова продолжалась. 28 сентября 1909 г. вышло постановление Собора старообрядческих епископов, в котором архиепископу рекомендовалось назначить комиссию для исследования и избрания лучших древних певческих книг в качестве образцов для печатания.

 



 
PR-CY.ru