КАЗАНСКИЙ Пётр Иванович - Страница 3

Статьи П.И. Казанского «О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания» (1869–1871 гг.) и «Крайности в воспитании» (1878 г.) были посвящены педагогике. Отчасти с педагогической специализацией П.И. Казанского были связаны и его статьи по современным проблемам. В 1881–1882 гг. П.И. Казанский опубликовал полемическую статью (в виде рецензии на статью известного писателя и педагога Eвгения Львовича Маркова «Религия в народной школе»; Русская речь. 1881 г. №1) «В защиту русского духовенства», которая в дальнейшем была издана отдельной книгой «Правда ли, что наше духовенство не хочет и не умеет учить народ?». П.И. Казанский возражал против критических высказываний о педагогической несостоятельности и нравственных пороках духовенства, против желания «вытеснить из школ влияние Церкви». Исходя из личного опыта, он старался защитить и духовное сословие, и духовную школу от обвинений и незаслуженных порицаний; указывал на близость духовного сословия к народу и понимание духовенством нужд последнего, отмечал важность церковного воспитания народа, но при этом не забывал напоминать о нелёгкой жизни русского священника. В 1883 г. на академическом акте в Московской духовной академии П.И. Казанский произнёс речь «Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой?», в которой критиковал распространившиеся в 1860–1870 гг. в России взгляды Жан-Жака Руссо и его последователей на воспитание, состоящие в том, чтобы «не препятствовать свободному развитию природы ребёнка». Опираясь на Священное Писание и учение церкви о первородном грехе и повреждённости человеческой природы, П.И. Казанский настаивал на необходимости последовательного семейного и школьного религиозного и нравственного воспитания в согласии с «требованиями высшего божественного закона». П.И. Казанский был предан духовной школе и отстаивал разумность её традиционного устроения и порядка. В 1905 г. он критиковал ситуацию, сложившуюся в духовной школе, в статье «По поводу забастовок в наших учебных заведениях». Очерк «О совести» (1913 г.) принадлежит к работам П.И. Казанского о нравственном богословии. Автор рассматривал историю христианского учения о совести и подчёркивал её значение в жизни человека. С пребыванием П.И. Казанского на кафедре истории философии связана лишь одна критико-библиографическая статья о книге Вильгельма Виндельбанда «История древней философии» (перевод слушательниц Высших женских курсов под редакцией профессора Александра Ивановича Введенского). П.И. Казанский писал и статьи, не связанные с его профессиональной деятельностью. Ему принадлежат статьи, посвящённые памяти членов корпорации Московской духовной академии Eгора Васильевича Амфитеатрова (1888 г.) и А.П. Смирнова (1889 г.), «Обозрение статей богословского и исторического содержания, помещённых в епархиальных ведомостях за 1891 г.» (1892 г.); ряд библиографических и публицистических статьей и мелких заметок. П.И. Казанский много лет занимался переводом святоотеческих творений с греческого языка. Ему принадлежит значительная часть переводов текстов Григория Нисского, Кирилла Александрийского (в частности, больше половины толкований на книги пророков Исаии, Осии, Иоиля, Амоса) и полностью толкования на Книги пророков Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии и Захарии. В последние годы жизни П.И. Казанский начал перевод на русский язык немецкой апологетической литературы, но успел перевести лишь одну брошюру «Христианство и наука».



 
PR-CY.ru