КАЗАНСКИЙ Пётр Иванович - Страница 2

Отпевание П.И. Казанского было совершено 9 января в Покровском храме Московской духовной академии ректором академии епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) в сослужении академического и городского духовенства. Похоронен П.И. Казанский был на Всехсвятском Кокуевском кладбище Сергиевского посада. Наиболее значимым сочинением П.И. Казанского считается его магистерская диссертация «Об историческом значении книг малых пророков». В основе этого труда лежит изложение ветхозаветной истории после разделения царств на основании пророчеств из книг малых пророков, поскольку именно эти тексты, по мнению П.И. Казанского, являются «самым верным зеркалом», в котором отчётливо отразилась жизнь Израильского народа. Книги малых пророков обладают особой ценностью, т.к. почти все пророки жили во время «мрачных периодов» упадка Израильского и Иудейского царств; свидетельства пророков дополняют краткое описание этого периода в исторических книгах Ветхого Завета. Опираясь преимущественно на текст Священного Писания, П.И. Казанский дополняет свой труд отдельными отсылками на труды западных библеистов XIX в. Сочинение состоит из вступления, в котором П.И. Казанский ставит задачу определить время деятельности тех малых пророков, в чьих писаниях нет ясных указаний на эпоху: Иоиля, Ионы, Авдия, Наума и Аввакума. Основная часть работы делится на пять частей в соответствии с установленным временем служения пророков: 1) внутреннее состояние Израильского царства со времени Иеровоама II до падения царства (по Книгам пророков Амоса и Осии); 2) состояние иудейского общества от Иорама до середины царствования Езекии (по Книгам пророков Авдия, Иоиля, Михея и Наума); 3) состояние иудейского общества в царствования Манассии, Амона и в первые годы царствования Иосии (по Книгам пророков Аввакума и Софонии); 4) состояние Ассирийского царства (по Книгам пророков Ионы и Наума и отдельным замечаниям других пророков); 5) состояние иудейского общества после Вавилонского плена (по Книгам пророков Аггея, Захарии и Малахии). Уточняя на основании пророческих писаний исторические факты, характерные черты общественного строя и внутренней жизни избранного народа, П.И. Казанский обращает особое внимание на пророчества о грядущем Мессии, подчёркивая, что они стали тем «животворным семенем, из которого возродилась опять угасшая было жизнь народа иудейского». В «Чтениях Общества любителей духовного просвещения» были опубликованы статьи П.И. Казанского по библейской истории: «О состоянии Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии» (1875 г.) и «Иудеи по возвращении из плена Вавилонского» (1876 г.), представляющие собой, по мнению исследователей, скорее, популярные очерки нравственно-назидательного характера, не содержащие ссылок на источники, кроме библейских книг. П.И. Казанский составил цикл толкований («изъяснений») нравственно-назидательного характера на псалмы: на шестопсалмие (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142 – в 1890–1893 гг.), на псалмы 33, 103 и 138 (1901–1905 гг.); эти тексты были опубликованы в журналах «Душеполезное чтение» и «Радость христианина», а также вышли отдельными брошюрами.

 



 
PR-CY.ru