КАЗАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ФЕОДОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

На территории обители был разбит прекрасный сад. Со второй половины XVII в. ежегодно 20 июля совершался крестный ход с обретенными Казанской и Седмиезерской «Одигитрия» иконами Божьей Матери из кафедрального Благовещенского собора в монастырь. Казанский монастырь, согласно переписным книгам 1640 г., обеспечивали доходы с небольших деревень Макарово и Сидорово Казанского уезда. По ведомости, составленной в 1741–1745 гг., Казанский монастырь владел 15 дворами (13 крестьянскими и двумя бобыльскими). По генеральному освидетельствованию за монастырём числилось 114 крестьян мужского пола, а также 52 четверти пашни и 22 копны сенных покосов. Неокладные доходы Казанского монастыря составляли 67 руб. 42 коп., среди них: 10 руб. приносили мельницы, 17 руб. – оброчные рыбные ловли, 13 руб. 40 коп. – лавки, 4 руб. – продажа свечей, 20 руб. 2 коп. – «монастырские дворовые места». В начале XX в. за счёт пожертвований у монастыря появились новые угодья: 36 десятин 2294 кв. сажён cенных покосов у деревни Займище (ныне посёлок в черте Казани) Казанского уезда, два лесных участка (50 десятин и 30 десятин) там же (на одном из них размещались дачи, которая сдавалась в летнее время в аренду), мельница «о 2 постовах» на реке Ноксе в Казанском уезде. Также обители принадлежал деревянный дом в Казани. После 1917 г. сёстры Казанского монастыря организовали женскую трудовую общину, официально зарегистрированную 6 марта 1925 г.; Троицкий собор был обращён в приходский храм. К 1927 г. в общине числилось 67 человек, а в 1929 г., по данным ЦИК Татарской АССР, число прихожан составило 463 человека. В Казанской церкви служили священник Аркадий Владимирович Преображенский и диакон Михаил Федорович Петкевич. Решением властей от 10 апреля и 30 мая 1929 г. швейная артель и храм при ней были закрыты. Сёстры обвинялись в том, что незаконно занимались швейным делом и «спекулировали» изделиями трудовой общины. Последняя настоятельница Казанского монастыря, игуменья Ангелина (Алексеева), 2 июля 1923 г. оказала сопротивление захвату монастыря сторонниками обновленческого «митрополита» Алексея (Баженова), деятелями обновленческой Казанской епархии. После закрытия трудовой артели игуменья Ангелина проживала в Казани. В июне 1931 г. она была арестована по сфабрикованному делу о филиале Истинно православной Церкви в Татарской АССР и сослана в Северный край, затем вернулась в Казань. В декабре 1937 г. была вновь арестована, обвинена в «антисоветской клеветнической агитации», расстреляна в тюрьме НКВД. Среди других сестёр, подвергшихся гонениям, – послушница (монахиня?) Евфимия Петровна Петрова, арестованная 28 января 1930 г., обвинённая в «агитации против мероприятий Сов. власти» и 20 февраля того же года приговорённая к пяти годам лагерей (реабилитирована 26 марта 1990 г.). В января 1930 г. часть сестёр, изгнанных из Казанского монастыря, поселилась в Раифском монастыре. С 1931 г. на территории бывшей обители размещались студенческое общежитие и столярная мастерская. В марте 1932 г. решением Президиума Казанского городского совета храм и обветшавшие монастырские строения были разобраны. На месте Казанского монастыря был устроен базар, в 1980 гг. возведён Ленинский мемориал, а в 1991 г. – Национальный культурный центр «Казань». Местонахождение чтимых Феодоровской иконы Божьей Матери, образа великомученика Феодора Стратилата и других святынь исследователям неизвестно.



 
PR-CY.ru