ЙОГА

ЙОГА (санскр. – соединение, сопряжение, применение, средство, в том числе магическое, метод и т.д.) – многозначный термин, обозначающий один из основных архетипов духовной практики религий Индии. В последовательности сужения значений термин «йога» исследователи трактуют как: 1) любую организованную духовную практику, дисциплину, метод духовного действия в индийских религиях; 2) среди этих практик – специальные сомапсихотехники, основу иерархии которых составляют этический тренинг и уход от мира, а также психофизические упражнения, а вершиной являются медитативные практики; 3) среди этих психотехник – восьмиступенчатый тренинг, начинающийся с культивирования пяти видов «воздержаний» (от убийства, лжи, воровства, нецеломудрия, многостяжания) и завершающийся «растворением» сознания практикующего в созерцаемом объекте; 4) одну из классических даршан (религиозно-философских систем). Около V – IV вв. до н.э. в «Катха-упанишаде» зафиксировано одно из первых определений йоги во втором значении, где она характеризуется как твёрдый контроль над органами восприятия и действия. В первом значении йога упоминается не раньше III–II вв. до н.э. в «Бхагавадгите» в качестве основных методов духовной работы, которые дают единый «духовный результат» при «правильном применении». Различаются йога действия – путь исполнения ритуальных обязанностей с правильным расположением мыслей (карма-йога), йога знания – постижение Высшего Начала (джняна-йога) и йога служения (бхакти-йога), в соответствии с которыми текст «Бхагавадгиты» делится, согласно комментаторской традиции, на три части. В трактате упоминаются разновидности йоги как метода работы адепта: буддхи-йога, дхьяна-йога, абхьса-йога, атмасамья-йога и др., соответствующие программам медитативной практики. В качестве йоги трактуются и интенсивные, однонаправленные ментальные состояния. Так комментаторами первой главы «Бхагавадгиты» обозначается «йога отчаяния Арджуны». О популярности йоги в индийской культуре свидетельствуют изобилие сложных слов, в которые «йога» включается как лексическая единица, и ещё большее количество текстов, в названия которых этот термин входит. Истоки йоги во втором значении многие исследователи видят в доарийской, индской цивилизации. Так, на печатях Мохенджо-Даро (III–II тыс. до н.э.) изображены люди в медитативных позах, занимающиеся каким-то видом ритуальной практики (археолог Г. Поссел различает 16 специфических фигурок в «йогических позах»); на так называемой печати Пашупати изображён «медитирующий Шива» в позе лотоса. Модели концентрации сознания на избранном объекте – медитативная практика, соответствующая «верхнему ярусу» йоги, восходят к ведийской религии, где работа с воображением при «интериоризации» индоарийских мифов и образов, действующих в них божественных персонажей была средством для того, чтобы участник жертвоприношения мог «проигрывать» в своём сознании войну богов и демонов, «стать Индрой» и т.д.

 



 
PR-CY.ru