ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ – одна из автокефальных православных церквей; также называется Греческой православной церковью. Её истоки восходят ко времени распространения христианства на территории Греции, которое начиналось с проповеднической деятельности апостола Павла, основавшего христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии, в частности, в Филиппах, Фессалониках, Афинах и Коринфе. В 415 г. папа Римский Иннокентий I (401–417 гг.) назначил Солунского епископа своим викарием над всей Восточной Иллирией. В начале IV в. папе была починена и Коринфская митрополия вместе с тридцатью подведомственными ей епископатами. Около 732 г. Коринфская митрополия (как и другие митрополии Восточной Иллирии) вошла в ведение Константинополя. Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской церкви в IX в., что вполне соответствовало их давним духовным связям. Справедливое стремление Константинопольской церкви к включению в её юрисдикцию Элладской православной церкви было окончательно санкционировано патриархом Фотием I Великим (858–867, 867–877 гг.) в 879–880 гг.; позднее это положение было закреплено в кодексе «Василикон». Административное единство Элладской и Константинопольской церквей способствовало перенесению на греческую почву духовного динамизма Византии, порождённого сочетанием христианства и эллинской мысли. В XIII в., во время латинского владычества на Востоке, Элладская православная церковь была гонимой. Одних греческих митрополитов заточили в тюрьмы, другие были вынуждены скрываться. На кафедрах оставались лишь те, кто признавал над собой власть папы Римского. По всей Греции развернулась энергичная пропаганда католицизма, но она успеха не имела. После того, как в 1261 г. Константинополь был отвоёван у латинян, началось восстановление православных епархий. Испытывая тяжёлые притеснения турок, греки не  теряли надежды на освобождение и первыми из народностей Балканского полуострова достигли политической и церковной самостоятельности. Уже во второй половине XVIII в. греческое население было готово к вооружённой борьбе с поработителями и видело в России свою единственную защитницу и освободительницу. Когда в 1768 г. началась война между Россией и Турцией, греки воспользовались этой ситуацией для завоевания независимости. Греческие моряки выступили в поддержку военных действий России. Кючук-Кайнарджийский (1774 г.) и Ясский (1792 г.) мирные договоры признали право России покровительствовать православным христианам на Востоке. Крупнейшая греческая тайная освободительная организация «Фелики этерия» обосновалась в Одессе. Первые десятилетия XIX в. стали временем настойчивых усилий греков, направленных на свержение турецкого ига. Князь Александр Константинович Ипсиланти (младший; 1792–1828 гг.) во главе отряда вооружённых греков вторгся в Дунайские княжества и поднял там восстание. Это предприятие успеха не имело. А.К. Ипсиланти был вынужден удалиться в Австрию, где был схвачен и заключён в тюрьму; восстание турки жестоко подавили. Однако спустя всего несколько дней митрополит Патрский Герман (1771–1826 гг.) поднял в Калаврите знамя нового восстания и обратился к народу с воззванием. В том же году произошло восстание греков в Морее и на Архипелаге. Последовала упорная и кровопролитная война.

 



 
PR-CY.ru