ИЛИЯ II (III) - Страница 2

По словам автора, междоусобица арабских племён, сопровождавшаяся разорением городов и захватом мятежными бедуинами лавры св. Саввы Освященного, произошла в патриаршество Илии II (III). По мнению исследователей, вскоре после этого он скончался, передав престол своему синкеллу Георгию. В рукописях сохранился ряд кондаков и канонов, атрибутируемых Иерусалимскому патриарху Илии II (III). Кондаки в честь мучеников Сергия и Вакха и пророка Даниила кардинал Жан-Батист Питра относил либо к творчеству Иерусалимского патриарха Илии I (II), либо к творчеству Илии II (III). Ж.-Б. Питра отдавал предпочтение Илии II (III), исходя из того, что упоминание об агарянах в гимне пророку Даниилу является аллюзией на арабское завоевание и военные кампании византийских императоров Константина V Копронима и Льва IV. Мнение об авторстве Илии II (III) в отношении этих двух гимнов поддержал К. Мицакис, который привёл следующие аргументы: 1) одинаковые надписания «Силой Божьей – Подумай со страхом» указывают на то, что оба кондака написаны на подобен анонимного кондака усопшим с акростихом «Надгробное пение [А]…», относящегося, по мнению К. Трипаниса, к раннему периоду истории кондака; 2) сходство проимиев и икосов этих гимнов характерно для периода упадка жанра; 3) одни и те же гимнографы начинают писать кондаки и каноны только с VII в. Ж.-Б. Питра считал также принадлежащими Илии II (III) не надписанные кондаки на Воздвижение Креста Господня (для этого гимна он допускал также авторство Иерусалимского патриарха Софрония I; другие исследователи, указывая на большой размер гимна – 19 строф, относят его к творчеству Романа Сладкопевца, на Преполовение Пятидесятницы и в честь апостола Анании). Канон в честь 12 апостолов «Дванадесятоогненный лик и согласие» (акростих – Илии пение), который Ж.-Б. Питра и К. Эмеро приписывали Илии II (III), по мнению митрополита Софрония (Евстратиадиса), может принадлежать не ему, а монаху Илии Сицилийскому. Митрополит Софроний считал, что в акростихах канонов Илия II (III) в отличие от Илии Сицилийского употреблял для своего имени форму родительного падежа. Исходя из этого критерия, исследователи относят к творчеству Илии II (III), например, канон мученикам диакону Роману и отроку Варулу (акростих – Песнь Илии Роману и отроку). Всего митрополит Софроний атрибутирует Илии II (III) 144 ирмоса следующих канонов: первого гласа – три на Пасху, один в честь Феодора Сикеота и два воскресных, второго гласа – один, третьего гласа – один воскресный, пятого гласа – один и восьмого гласа – четыре, из которых два воскресных, а одни встречается также под именем Андрея Критского, а также четыре канона Триоди, канон Минеи, три самогласна и тропарь в честь императора Никифора I (802–811 гг.). Однако, по мнению исследователей, если последняя атрибуция верна, автором может быть только Илия III (IV; около 880 – около 907 гг.). Два канона, надписанные именем патриарха Илии, изданы в серии «Monumenta misicae Byzantinae» по рукописи, датируемой около XII в.: воскресный канон пятого гласа «Пешешествуяй Израиль непроходимую стезю» и канон Успению Пресвятой Богородицы «Солёною смертию покры» седьмого гласа.



 
PR-CY.ru