ИЛИЯ II (III)

ИЛИЯ II (III) – Иерусалимский  патриарх (конец 760 – начало 770 гг. (?) – после марта 796 г.). Точное время возведения Илии II (III) на Иерусалимскую кафедру исследователям неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741 г.), что противоречит косвенным данным других источников. Однако период патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об Илии II (III). Илия II (III) достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии конца VIII – начала IX вв. Так, в Житии Стефана Савваита (ум. в 794 г.) повествуется, что монах Феодор, брат которого был личным врачом арабского наместника Палестины, намеревался свергнуть Илию II (III) и занять его престол. Стефан предсказал Феодору, что его патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее, Феодор оклеветал Илию II (III) и использовал всё своё влияние на арабские власти, чтобы низложить патриарха. Илия II (III) был сослан в «Персиду» (в арабском переводе – Багдад), где его многие годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным для исследователей причинам агиограф Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал Стефан, Христофор хотя и увиделся с Илиёй II (III), но не сумел освободить его и умер в восточных землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший патриарший престол, был отлучён и низложен, как полагают исследователи, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а Илия II (III) получил свободу и вернулся на патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчётам Хрисанфа Мефодиевича Лопарёва, ссылка Илии II (III) и правление Феодора могли относиться к концу 770 – первой половине 780 гг., и в любом случае, эти факты имели место до седьмого Вселенского собора (787 г.). В актах Собора упоминается об участии в его работе синкелла Антиохийского патриарха Иоанна и Фомы, игумена египетского монастыря Арсения, представлявших трёх восточных патриархов, в том числе Илию II (III). В ответном письме восточных монахов Константинопольскому патриарху Тарасию поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке Илии II (III), опасались возбудить новые подозрения мусульманских властей в политической нелояльности. Илия II (III) был тем Иерусалимским патриархом, к которому обратился с просьбой о крещении мусульманин Равах (см. Антоний-Равах), пожелавший принять христианство. Илия II (III) не рискнул пойти на такой шаг, сурово каравшийся шариатом, и отправил Раваха к пустынникам, жившим у Мёртвого моря, которые и крестили его. По мнению исследователей, событие имело место в 791 либо в 797 г. Последнее по времени упоминание об Илии II (III) содержится в «Сказании о мученичестве 20 савваитов», убитых сарацинами в марте 796 г.

 



 
PR-CY.ru