ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ - Страница 3

Более узкую группу образовали «знаменитейшие» (по мнению исследователей, ученики апостола Петра), с которыми он вёл беседу «по отдельности, наедине» (Гал. 2:2б). Они не требовали обрезания от Тита (Гал. 2:3) и не возлагали «ничего более» на апостола язычников (Гал. 2:6). Третью группу апостол назвал «лжебратиями», которые, очевидно, были недовольны общением с необрезанным Титом (Гал. 2:4). Наконец, решающее значение для апостола Павла имело суждение трёх самых авторитетных фигур Иерусалимской церкви, которых он называет «столпами»: апостолы Иаков, Кифа (Пётр) и Иоанн (Гал. 2:7–10). Книга «Деяний святых апостолов» подробно останавливается на решениях Иерусалимского собора апостолов, изложенных в послании христианам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян. 15:23–29). Эти решения рассматриваются как деяние Святого Духа. Слова «угодно Святому Духу и нам», которыми начинается изложение постановлений (Деян. 15:28), стали образцовой формулой для последующих церковных Соборов. В послании речь идёт об официальном признании Иерусалимской церковью («апостолы, пресвитеры и братия») миссионерской деятельности апостола Павла среди язычников при условии соблюдения самых необходимых требований общения христиан из иудеев с христианами из язычников. Апостол Павел в Гал. 2:6–9 перечисляет результаты переговоров со «знаменитыми» и «столпами». Эти результаты принципиально те же, что и в книге «Деяния святых апостолов», и отличаются от последних только в деталях. «Знаменитые» ничем не ограничили христианскую свободу, проповедуемую апостолом Павлом: «знаменитые не возложили на меня ничего более» (Гал. 2:6б). «Столпы» признали равноправие и взаимное дополнение миссионерских задач, возложенных Богом на апостолов Петра и Павла (Гал. 2:7). «Столпы», признав Божественное призвание апостола Павла (Гал. 2:9а), символически подали апостолам Павлу и Варнаве руку в знак общения (Гал. 2:9б). Были разделены миссионерские сферы деятельности: апостолы Павел и Варнава благовествуют язычникам, а «столпы» – обрезанным (Гал. 2:9в). Упоминается единственное условие: те апостолы, кто проповедует язычникам, должны «помнить нищих» (Гал. 2:10), т.е. делать сборы пожертвований для Иерусалимской церкви (ср.: 2 Кор. 8–9). Сообщения апостолов Павла и Луки совпадают в том, что предпосылка дискуссии, состоявшейся на Иерусалимском соборе апостолов, – признание допустимости миссии среди язычников. Принципиальные проблемы вхождения язычников в церковь подробно обсуждаются в Деян. 10:1–11, 18. Как «лжебратья» (Гал. 2:4), так и уверовавшие «из фарисейской ереси» (Деян. 15:5) были готовы принять христиан из язычников при условии их присоединения к завету Бога с Израилем, т.е. необходимо было совершить обрезание язычников.

 



 
PR-CY.ru