«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 9

Церковная же молитва имеет особую силу – прощать грехи и исцелять от болезней (5:14–15). В «Послании Иакова» осуждаются такие страсти, как злоба (1:21), гневливость (1:20), лицеприятие (2:1), сварливость и зависть (3:14; 4:2), вражда и распри (4:1), гордость (4:6), двоедушие (4:8), надменность и тщеславие (4:16), прелюбодеяние (4:4). Поощряются же кротость (1:21; 3:13), смирение (4:6), долготерпение (5:7–10). В Иак. 4:4 говорится, что «дружба с миром есть вражда против Бога». Апостол призывает обуздывать свой язык (1:19, 26; 3:2–6), не злословить и не осуждать ближних (4:11–12), не клясться (5:12), одевать нагих и кормить голодных (ср.: 2:15–16), заботиться о вдовах и сиротах (1:27). Взаимопомощь в общине простирается и на веру: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (5:19–20). Апостол говорит: «Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим, потому что он прейдёт, как цвет на траве. Восходит солнце, настаёт зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её; так увядает и богатый в путях своих» (1:9–11; ср.: 2:2–7). По сути, в «Послании Иакова» отражено библейское отношение к богатству (ср.: Притч.; Пс. 9, 48, 139). Богатство не поможет в день суда: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак. 5:1–6). Богачи предстают здесь как убийцы Христа (если под Праведником имеется в виду Спаситель). Но при этом богатые не исключаются из христианской общины (2:2–3), а бедные должны быть богаты верой (2:5). Хотя в «Послании» встречается множество аналогий с Евангелиями, прямых цитат почти нет. На этом основании большинство исследователей делают вывод, что автор «Послания Иакова» не пользовался текстами Евангелий, но цитировал по памяти либо опирался на предание. Ближе всего «Послание Иакова» к Евангелию от Матфея. Их объединяют следующие темы: поучения (о радости в искушениях и гонениях – Мф. 5:12; Иак. 1:2); призывы (просите, и дастся вам – Мф. 7:7; Иак. 1:5); заповеди (блаженны миротворцы – Мф. 5:9; Иак. 3:18; претерпевший до конца спасётся – Мф. 24:13; Иак. 1:12; не судите – Мф. 5:7; 6:14–15; 7:1; Иак. 2:13); рассуждения (о совершенстве и полноте – Мф. 5:48; Иак. 1:4; о кротости – Мф. 5:3; Иак. 3:13; о сокровище на земле – Мф. 6:19; Иак. 5:2–3; о неискреннем поведении – Мф. 7:2–13; Иак. 2:14–16; о служении двум господам – Мф. 6:24; Иак. 4:4; о гневе – Мф. 5:22; 7:12; Иак. 1:20; 4:11; о благословении нищих – Мф. 5:3; Иак. 2:5); предупреждение о богатстве (Мф. 19:23–24; Иак. 2:6–7); помощь бедным (Мф. 25:35; Иак. 2:16); запрет клятв (Мф. 5:33–37; Иак. 5:12); пример пророков (Мф. 5:12; Иак. 5:10); Судия у дверей (Мф. 24:33; Иак. 5:9).

 



 
PR-CY.ru