«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ»

«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» в составе Нового Завета – одно из Соборных Посланий, автором которого традиционно считается Иаков, брат Господень. Текст «Послания Иакова» впервые засвидетельствован в папирусных фрагментах III в. (включает Иак. 2:19–3:2, 4–9; Иак. 1:10–12, 15–16 и Иак. 3:13–4:4 и 4:9–5:1). Кроме того, для текстологии, по мнению исследователей, имеют значение фрагменты (V в.; содержит Иак. 2:16–18, 22–26; 3:2–4) и VI/VII в., в котором приводится почти полный текст «Послания Иакова», за исключением стихов Иак. 1:7, 20, 24, 26; 2:4, 16–17, 23–24; 3:2–4, 7–9, 13, 15–16; 4:9–10, 15–17; 5:4–6, 10–11, 15–18. Полный текст «Послания Иакова» содержится в основных унциалах IV–V вв. Во всех кодексах «Послание Иакова» открывает ряд Соборных Посланий, обычно следуя после книги «Деяния святых апостолов» (так называемая восточная последовательность). Существование старолатинских переводов «Послания Иакова» вызывает у исследователей споры. С одной стороны, Августин Блаженный упоминает их, называя некачественными, с другой – рукописей известно крайне мало. Поскольку другие Соборные Послания засвидетельствованы несколько лучше, по мнению исследователей, есть вероятность, что «Послание Иакова» было переведено изначально отдельно от них. Из древних писателей об авторстве Послания первым упоминал Ориген. Правда, он называл автора «Послания» просто Иаковом или апостолом Иаковом, не уточняя, о каком именно Иакове идёт речь (только в латинском переводе толкования Оригена на «Послание к Римлянам», выполненном Руфином Аквилейским, поясняется, что имеется в виду Иаков, брат Господень). Кесарийский епископ Евсевий относит «Послание Иакова» к числу спорных в связи с определением авторства, но цитирует его как подлинное и принадлежащее Иакову, брату Господню. Иероним Стридонский также сообщает, что Иаков, брат Господень, написал одно «Послание», но оно было издано кем-то другим под его именем. При этом он отождествляет этого Иакова с апостолом Иаковом Алфеевым (схожая двухступенчатая схема появления другого текста под именем Иакова встречается во втором Апокалипсисе Иакова: «Это речь, которая была произнесена Иаковом, братом Господним, в Иерусалиме и которую Мареим, один из священников, записал»). В Средние века вопрос о подлинности «Послания Иакова» не ставился, с началом Реформации он вновь стал активно обсуждаться. Мартин Лютер в предисловии к Новому Завету (1522 г.) отверг «Послание Иакова» как неподлинное на том основании, что оно, по его мнению, противоречит учению апостола Павла. Тем не менее, его текст остался в составе протестантских изданий Библии. В современных исследованиях проблема авторства подразделяется на два вопроса: какой именно Иаков имеется в виду в первых строках «Послания Иакова», и кто является подлинным автором текста? Если на первый вопрос большинство учёных отвечают однозначно – речь идёт об Иакове, брате Господнем, одном из самых авторитетных лидеров Иерусалимской общины, то по второму вопросу по-прежнему ведутся споры. В пользу традиционного авторства апостола Иакова свидетельствуют простота вводной формулы «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (если бы «Послание» было подложным, его анонимный автор для придания тексту большего авторитета должен был точнее идентифицировать того, кому «Послание» приписывается); почтительное отношение к закону Моисееву, соответствующее тому, как к нему относился Иаков, брат Господень, что стало известно из других источников (например: Иак. 1:25; 2:8–12; ср.: Деян. 15:13–21; 21:18–24); сходство между речами апостола Иакова в «Деяниях» и «Послании Иакова».

 



 
PR-CY.ru