ИСРАЭЛЬ - Страница 2

По мнению Б. Хольмберга, объяснение этих хронологических указаний адаптацией текста позднейшим переписчиком маловероятно. Скорее, полемист не стремился к хронологической точности и округлил 900 до 1000, чтобы символически указать на длительность периода богооставленности иудеев, которым Бог больше не посылает пророков, как во времена вавилонского плена (его продолжительность автор тоже округляет до 100 лет). Первые десять вопросов пронумерованы. В этом разделе Исраэль стремится показать, что в истинной религии Бог вознаграждает или наказывает человека в зависимости от того, был ли тот послушным Его воле. В иудаизме награда или наказание ожидаются только в этом мире, поскольку Моисей нигде не говорит о каком-либо воздаянии в мире ином. Поэтому существующее жалкое положение иудеев, особенно по сравнению с благополучием мусульман, доказывает ложность их религии и подтверждает очевидный факт, что на евреях пребывает гнев Божий. Затем следуют около сорока непронумерованных вопросов, разделённых на две части. В первой части автор подчёркивает приоритет согласия над преданием: с тем, что Мессия уже пришёл, соглашаются не только христиане, даже еретики, но и мусульмане, а иудеи, всё ещё ожидающие Мессию, вынуждены полагаться исключительно на своё предание. Исраэль отклоняет характерное для иудеев антропоморфистское понятие о Боге, анализируя соответствующие места из Книг пророков Даниила и Амоса (Дан. 7:9; Ам. 7:7). Во второй части рассматриваются вопросы, связанные с противопоставлением евреев и неевреев: о том, кого можно считать благочестивым и праведным до Моисея; можно ли говорить, что исполнение предписаний закона Моисеева является необходимым условием получения от Бога награды; должно ли пришествие Мессии принести пользу всему человечеству или только евреям; в день воскресения, о котором упоминает Священное Писание, воскреснут ли только евреи или также христиане, мусульмане, философы (т.е. язычники) и т.д.; в чём должно состоять различие между евреями и неевреями, если все люди подпадают под одно и то же определение человечества. Исследователи отмечают, что единственной догматической темой, поднимаемой в «Вопросоответах...», является учение о Святой Троице, но оно приводится без подробного объяснения: Бог «живёт и обладает знанием, то есть обладает Словом и Духом; и Он, Его Слово и Дух суть Три Ипостаси». Триада, используемая Исраэлем (Бог, Слово, Дух) является традиционной для несторианской арабской литературы. Исследователи встречают её в трудах Исраэля Кашкарского IX в., в диалоге католикоса Тимофея I с халифом аль-Махди. Исследователи отмечают, что в некоторых местах «Вопросоответов...» прослеживается тенденция к восприятию мусульман как союзников христиан в полемике с иудеями. Автор напоминает оппонентам, что «царь ислама» во много раз более могуществен, чем Соломон, а могущество Соломона является прообразом могущества Мессии. В другим месте автор пытается доказать свою правоту тем, что его мнение основано на согласии двух мужей – Христа и Мухаммада. Такое отношение к исламу исследователи объясняют тем, что автор сосредоточен на опровержении религии иудеев, а также тем, что имел тесные контакты с мусульманскими правителями Багдада; возможно, ещё во время преподавательской деятельности в Дейр-Кунна был вовлечён в политическую жизнь.



 
PR-CY.ru