ИСРАЭЛЬ

ИСРАЭЛЬ (около 870 г. – 961 г.) – епископ Кашкарский, впоследствии католикос-патриарх Церкви Востока (961 г.), несторианский богослов и полемист. Основные сведения об Исраэле содержатся в «Истории патриархов», которая входит в состав энциклопедического труда «Книга Башни» (XII в.) несторианского писателя Мари ибн Сулеймана, дополненного в XIV в. Амром ибн Маттой, а также в хрониках Илии бар Шинайи (X–XI вв.) и Григория Бар Эвройо (XIII в.). Исраэль происходил из города Карка-де-Геддан в области Бет-Гармай и был учителем в школе Мар-Мари при монастыре Дейр-Кунна, расположенном в 90 км к юго-востоку от Багдада, на восточном берегу Тигра. Этот монастырь и школа при нём были построены в конце IV в. Мар Абдой на месте гробницы Мар Мари, ученика апостола Аддая. В IX–X вв. многие выпускники школы Мар-Мари становились секретарями в правительстве Аббасидов и даже назначались везирами, если обращались в ислам. Исраэль принял монашество в монастыре Мар-Савришо в окрестностях Кашкара. Позднее католикос-патриарх Эммануэль (938–960 гг.) поставил Исраэля епископом Кашкара. После смерти католикоса 90-летний Исраэль прибыл в Селевкию-Ктесифон, поскольку, согласно правилу 21 Собора, который состоялся при католикосе Исааке (410 гг.), Кашкарский епископ выполняет функции местоблюстителя, когда патриаршая кафедра остаётся вакантной. При выборах нового католикоса народ долго не мог прийти к согласию, и только после вмешательства халифа аль-Мути (946–974 гг.) и военачальника шиитской конфедерации Буидов (фактического правителя государства) эмира Муизз ад-Даулы католикосом был избран Исраэль. Интронизация прошла 30 мая 961 г. в Селевкии-Ктесифоне. Спустя три с половиной месяца Исраэль скончался и был похоронен рядом с Эммануэлем в кафедральном соборе в квартале Дар-эр-Рум в Багдаде. Исраэль был известен благочестием и нестяжательностью. Став католикосом, не захотел сломать печати, наложенные на патриаршую резиденцию после смерти Эммануэля. Исраэль предсказал победу в военной кампании халифу аль-Мути и эмиру Муизз ад-Дауле, что, возможно, повлияло на утверждение его кандидатуры на патриаршем престоле. При этом Исраэль выступал противником проникновения Буидов в Аббасидский халифат: не допустил, чтобы Муизз ад-Даула вошёл в алтарь вместе с аль-Мути. «История патриархов» передаёт полемический диалог между Исраэлем и мелькитом (православным) из Сирии Кустой ибн Лукой (ум. в 912 г.). Однако, по мнению Б. Хольмберга, текст следует относить к Кашкарскому епископу Исраэлю, который жил в IX в. Единственным сочинением, достаточно надёжно атрибутируемым Исраэлю, исследователи считают полемический трактат «Вопросоответы против иудеев на основании разума и традиции». Он сохранился в рукописи из библиотеки Коптского патриархата в Каире. Конец сочинения утрачен; согласно заметке на полях рукописи, переписчик работал с копией, в которой текст уже был неполным. Приблизительную дату составления «Вопросоответов...» исследователи выводят из заявления автора, что со дня пришествия Христа прошло больше 900 лет, и из сравнения 70-летнего вавилонского плена с гневом Божьим на иудеев, который продлится 1000 лет. Поскольку автор, как полагают исследователи, считает точкой отсчёта падение Иерусалима в 70 г. (по его словам, Иерусалимский храм оставался в руинах в течение 1000 лет), добавление 1000 лет должно указывать на 1070 г.

 



 
PR-CY.ru