ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - Страница 11

4) завещание, причём, если церкви завещается недвижимое имущество, то принятие его возможно лишь с Высочайшего соизволения; 5) покупка, причём покупка недвижимого имущества совершается тоже не иначе, как с Высочайшего соизволения; 6) давностью владения, то есть на основании спокойного, бесспорного и непрерывного владения, в виде собственности, в течение 10 лет. Особого Высочайшего решения при этом не требуется; 7) наследованием». При этом монастыри наследовали настоятелям и другим монастырским должностным лицам, если последними не сделано было завещание в пользу других учреждений или лиц, иным монашествующим – во всём их движимом имуществе, а также в строениях, воздвигнутых внутри монастырей монахами или частными лицами на их собственные средства; архиерейские дома наследовали в выморочном имуществе архиереям и монахам архиерейского дома на одинаковых условиях с монахами монастырей. Собственниками церковного имущества в синодальную эпоху российское законодательство называло Святейший Синод, архиерейские дома, приходские церкви без разделения fabrica и beneficium, как это было принято на Западе, а также монастыри, православные женские общины, бесприходные городские храмы (кафедральные, кладбищенские и ружные), духовно-учебные заведения, попечительства о бедных духовного звания, епархиальное духовенство, в совместной собственности которого находились свечные заводы и денежные капиталы. Святейший Синод управлял хозяйственными делами через хозяйственное управление, архиерей и настоятели монастырей – через эконома. В приходских церквах распоряжение имуществом возлагалось на причт и старосту как представителя мирян. Закон давал церковным учреждениям ряд привилегий, связанных с владением имуществом. Церковные дома, которые предоставлялись для жилья духовным лицам, освобождались от постоя; земли и всё другое церковное имущество, не приносившие дохода, освобождались от поземельного сбора на местные земские повинности; капиталы церковных учреждений освобождались от пятипроцентного государственного налога на приносимый ими доход; тяжебные дела, связанные с церковным имуществом, рассматривались в одинаковом порядке с тяжбами, которые возбуждались в связи с имуществом казны. После падения Российской империи в марте 1917 г. пришедшее к власти Временное правительство рядом актов сделало шаг в сторону создания внеконфессионального государства, в частности, 20 июня 1917 г. вышло постановление о передаче церковно-приходских школ (около 37 тыс.) и учительских семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Правительство этим актом нарушило волю частных благотворителей, жертвовавших на нужды церковной школы. Святейший Синод протестовал, тем не менее, власти в спешном порядке стали осуществлять это постановление, которое вело к подрыву дела духовного просвещения народа. Но радикальных изменений в имущественные права Российской церкви Временное правительство внести не успело. 15 августа 1917 г. в Москве открылся поместный Собор. Свою позицию по вопросу о церковном имуществе Собор выразил в «Определении о правовом положении Церкви в государстве», принятом в декабре 1917 г., когда Временное правительство уже прекратило существование, и власть в стране принадлежала большевикам.

 



 
PR-CY.ru