ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ

ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ – совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц, и связанных с ними юридических отношений в виде, с одной стороны, прав на получение долгов, возмещение убытков, компенсации и т.п., а с другой – собственных обязательств перед кредиторами или иными физическими и юридическими лицами. Вопрос о возможности существования церковного имущества имеет как юридический, так и богословский аспект. В соответствии с православным вероучением церковь имеет Богочеловеческую природу: она есть Тело Христово, богоучреждённый институт, происхождение которого неотмирно, и вместе с тем она присутствует в этом мире. Церковь представляет собой, по авторитетному определению митрополита Филарета (Дроздова), «общество человеков, соединённых православною верою, законом Божьим, священноначалием и Таинствами». Как Тело Христово церковь бесконечно превосходит всё земное, никаким земным законам не подлежит и ни в чём вещественном не нуждается, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка, имея потребность в материальных средствах. Для общественного богослужения необходимы особые здания – храмы, а также богослужебная утварь, священническое облачение и другое церковное имущество употребляется для осуществления различных служений церкви: проповеди, благотворительности, христианского образования. Кроме того, в состав церкви входят клирики, для которых храмовая служба и управление церковными делами составляют повседневное профессиональное занятие, из-за чего они не имеют возможности зарабатывать средства к существованию помимо своего служения в церкви. В связи с этим апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13–14). Сорок первое Апостольское правило, повторяя эту мысль, предоставляет епископам и всем вообще клирикам право получать содержание от своей паствы: «Повелеваем епископу имети власть над церковным имением. Аще бо драгоценные человеческия души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божьим, и со всяким благоговением: такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются». Однако при этом совершенно воспрещается, как тягчайший грех симонии, взимание платы за преподание таинства причащения. Двадцать третье правило Трулльского собора гласит: «Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег или чего инаго. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства».

 



 
PR-CY.ru