ИРИНА - Страница 6

Во фресковых минологиях балканских храмов изображалась также сцена мученичества Ирины: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) и в церкви сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (около 1230 г.). В поствизантийский период иконография Ирины в целом следует византийской традиции. Начиная с XV в. её наряд нередко дополняется новыми деталями, немного изменён тип причёски. На небольшой иконе первой половины XV в. из частного собрания «Великомученик Георгий Победоносец, великомученица Ирина, апостол Андрей Первозванный, великомученица Параскева» Ирина представлена в красной далматике и короне, волосы собраны под голубым чепцом, в руке, как обычно, держит крест (32×23 см). В греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека) конца XV в. Ирина изображена в медальоне, на одном листе с другими святыми жёнами и под 5 мая в рост, в царском одеянии – далматике с лором и в золотой короне. Образ Ирины исследователям известен на фресках кипрских церквей в Луварасе, в церкви мученика Маманта (1495 г.) и в церкви архангела Михаила и Пресвятой Богородицы (1514 г.) в Галате – в царских одеждах. Сохранилось её изображение в церкви святого Димитрия в Кавианике на острове Китира (середина XVII в.). В Киевской Руси Ирина была одной из наиболее почитаемых святых. Её имя упоминается во всех древнейших месяцесловах. Княгиня Ирина, супруга Ярослава Мудрого, построила монастырь во имя своей небесной покровительницы (упоминается в Лаврентьевской летописи под 1037 г.; «Полное собрание русских летописей», 1997 г., выпуск 1). В соборе Святой Софии в Киеве (1040 гг.) изображением Ирины исследователи считают образ мученицы с распущенными волосами, в императорском одеянии и короне, на восточном откосе центрального столба в северо-западной части храма, симметрично образу царицы Елены. В правой руке она держит крест, левой поддерживает край одеяния и платок. Сопоставление этого изображения с образом равноапостольной царицы Елены, особенности иконографической программы собора Святой Софии, в которой выделяются святые покровители семьи великого князя Ярослава, а также иконографические черты изображения подтверждают это предположение. Образ Ирины был включён в иконографическую программу диаконника церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.) – в медальоне, в одном ряду с великомученицей Екатериной и мученицами Христиной и Агапией. Редкий пример изображения Ирины в прикладном искусстве домонгольской эпохи исследователи называют медальон барм из Рязанского клада, выполненных в технике эмали (конец XII – начало XIII вв.). В центральном медальоне изображена Богоматерь, в двух соседних медальонах, чуть меньшего размера, – полуфигуры святых Ирины (надпись: «Орина») и Варвары, обе в мафориях, с крестами в руках, без венцов. Идентификация Ирины в русском (как и в византийском искусстве) иногда затруднена. Обычно надпись ограничивается словами: «Святая мученица Ирина», что может указывать как на великомученицу, так и на мученицу Ирину, прославляемую вместе с мученицами Агапией и Хионией. Одной из основных черт для идентификации Ирины исследователи считают её царское одеяние.

 



 
PR-CY.ru